Исследователи нашли ключи к ответу на клеточную терапию лейкемии
Исследователи из Института рака Дана-Фарбера выявили факторы, которые определяют, сможет ли инфузия донорских лимфоцитов (DLI), стандартная терапия для пациентов с острым миелоидным лейкозом (ОМЛ), у которых случился рецидив после аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, успешно перевести пациента в стадию ремиссии. Группа определила, что ключевой тип клеток в продукте DLI и особенности микроокружения опухоли у пациентов играют свою роль.
Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Immunology .
«Рецидив ОМЛ после трансплантации стволовых клеток является серьезной проблемой», — говорит первый автор Кэти Маурер, доктор медицины, доктор философии. «Существует мало эффективных методов лечения , а результаты лечения пациентов после рецидива неудовлетворительны».
Для пациентов с ОМЛ трансплантация стволовых клеток имеет потенциал для излечения. Цель трансплантации — заменить гемопоэтические стволовые клетки пациента — клетки, которые восстанавливают запасы крови и иммунных клеток — донорскими стволовыми клетками, которые не являются раковыми. Кроме того, донорские клетки также включают активные иммунные клетки, которые могут атаковать лейкозные клетки, оставшиеся у пациента после трансплантации. Это явление называется эффектом «трансплантат против лейкемии».
Однако примерно у одного из трех пациентов с ОМЛ случается рецидив после аллогенной трансплантации стволовых клеток. DLI — это последующее лечение, которое может помочь предотвратить или вылечить рецидив. Оно включает в себя инфузию белых кровяных клеток, называемых лимфоцитами, от донора трансплантата стволовых клеток пациенту.
DLI успешен только у 15-20% пациентов с ОМЛ. Кроме того, точно неизвестно, как клетки в продукте DLI помогают перевести лейкемию в стадию ремиссии, что затрудняет исследователям задачу улучшения лечения.
Маурер и главный исследователь Кэтрин Ву, доктор медицины, руководитель отдела трансплантации стволовых клеток и клеточной терапии в Dana-Farber, хотели узнать больше о том, какие факторы способствуют успеху DLI. Для этого они исследовали клетки костного мозга 25 пациентов с рецидивом лейкемии, которые лечились с помощью трансплантации стволовых клеток и DLI. В выборку вошли пациенты, которые отреагировали на DLI, и пациенты, которые не отреагировали.
Они использовали методы секвенирования отдельных клеток для глубокого профилирования множества клеток каждого пациента. Это позволило команде узнать не только диапазон типов клеток в костном мозге, но и то, как эти клетки взаимодействовали и управляли иммунными реакциями у пациента.
Обнаружено, что у пациентов, которые отреагировали на терапию DLI, клеточные популяции в костном мозге были заметно разными по сравнению с пациентами, которые не отреагировали. Открытие предполагает, что могут быть формы ОМЛ, которые являются «горячими», то есть они реагируют на иммунную терапию, или «холодными», то есть они не реагируют, подобно парадигме «горячих» и «холодных», наблюдаемой в некоторых солидных опухолях.
Команда также определила один тип иммунных клеток, который, по-видимому, опосредует эффект трансплантата против лейкемии у пациентов, которые реагируют на DLI. Тип клеток, CD8 + цитотоксические Т-лимфоциты, которые экспрессируют фактор транскрипции под названием ZNF683/Hobit на высоком уровне, по-видимому, координируют свою работу с другими иммунными клетками для расширения и атаки на клетки лейкемии. У пациентов, которые не реагировали, эти Т-клетки имели более низкие уровни экспрессии ZNF683/Hobit и более высокие уровни маркеров, которые подавляют их активность.
Кроме того, команда обнаружила, что этот тип клеток происходит из продукта DLI. То есть, он присутствует в исходном трансплантате донора и повторно вводится во время DLI.
«Цель нашего исследования — определить, как реагируют некоторые пациенты, в надежде, что раскрытие этих механизмов поможет нам создать улучшенные методы лечения, которые будут более эффективны для большего числа пациентов», — говорит Маурер. «В этом проекте мы идентифицировали определенную подгруппу активированных Т-клеток, обладающих противолейкозной активностью. Это открытие прокладывает путь к созданию методов лечения Т-клеток с улучшенной эффективностью в лечении ОМЛ».