Первое в мире исследование активности мозга молодых людей, проведенное под руководством Суинберна, показало, что телевидение и игры связаны с повышенной концентрацией внимания, в то время как социальные сети — с пониженной.
По словам одного из ведущих исследователей, доктора Александры Гайяр из Суинберна, после трех минут воздействия экранов телефонов у молодых людей в возрасте 18–25 лет наблюдались изменения в настроении, энергии, напряжении, концентрации внимания и счастье.
«Наше исследование стало первым, в котором с помощью функциональной спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне (фБИК) была зарегистрирована активность мозга молодых людей при различных видах использования экранов. Мы обнаружили, что различные виды использования экранов, включая социальные сети, связаны с различными паттернами активности и настроения».
«Почти у каждого есть смартфон, который они используют как минимум три часа в день для развлечений. Расстройства настроения учащаются во всем мире, и мы не должны исключать возможность того, что телефоны играют в этом свою роль».
Исследование, опубликованное в Scientific Reports , показало, что уровень оксигенированного гемоглобина (HbO) повышался больше после использования социальных сетей и игр по сравнению с просмотром телевизора, тогда как уровень дезоксигенированного гемоглобина (HbR) повышался больше после игр.
«Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что интерактивные виды развлечений действительно задействуют мозг более активно», — говорит доктор Гайяр.
«Интересно, однако, что когда дело касалось социальных сетей, люди сообщали о снижении концентрации, а те, кто чувствовал себя менее сосредоточенным, также демонстрировали более низкий уровень мозговой активности. С другой стороны, игры на самом деле способствовали повышению концентрации и повышению уровня дезоксигенированного гемоглобина, что означает, что мозг активно использовал больше получаемого кислорода. Другими словами, игры, по-видимому, заставляли мозг работать интенсивнее, в хорошем смысле».
Размещение и регистрация активности мозга (с разрешения Artinis Medical Solutions). Источник: Scientific Reports (2025). DOI: 10.1038/s41598-025-09360-w
За шесть месяцев до предстоящего запрета социальных сетей для подростков все еще нет четких путей внедрения инструментов проверки возраста и положительного влияния этой политики на различные типы технологий и платформ.
Доктор Гайяр говорит, что, хотя исследование проводилось среди молодых людей , полученные результаты указывают на схожие последствия для подростков, что следует учитывать экспертам при введении запрета. «Если это касается полностью развитого мозга, нам необходимо срочно рассмотреть воздействие на подростков и детей, которые всё чаще используют эти технологии».
Исследовательская группа Суинберна призывает к дальнейшим исследованиям, чтобы понять сложную и тонкую взаимосвязь между действиями на экране и тем, как они воздействуют на мозг.
«Чрезмерное времяпрепровождение перед экраном может негативно сказаться на когнитивных способностях , внимании и исполнительных функциях, но мы также знаем, насколько бесценным оно может быть для формирования связей и чувства принадлежности, а также для улучшения результатов обучения», — говорит доктор Гайяр.
«Это не призыв к тотальному отказу от использования гаджетов; экраны, безусловно, служат для отдыха и досуга. Мы просим молодых людей осознавать, как их деятельность влияет на них, и делать правильный выбор».


















Спасибо за интересную статью! Я всегда думала, что игры отвлекают, но теперь вижу, что они могут и помогать концентрации.
Очень познавательно! У меня есть маленький племянник, который много играет в видеоигры. Круто, что это может быть полезно для его внимания.
Интересно, но мне кажется, что социальные сети тоже могут развивать навыки. Например, умение быстро искать информацию.
Я заметил, что когда смотрю сериалы, то лучше сосредотачиваюсь на других задачах. Может, это совпадение?
Благодарю за исследование! Я думала, что только чтение книг помогает концентрации, а оказывается, и игры тоже полезны.
Это открытие меня удивило. Как вы думаете, это может повлиять на образовательные методики в школах?
У меня есть опыт с социальными сетями. Часто отвлекаюсь от учебы, и теперь понимаю, почему. Нужно меньше времени там проводить!
А вы не думали, что дело может быть в качестве контента? Например, одни игры могут развивать внимание, а другие — нет.
Замечательная статья! Мне кажется, важно уметь выбирать, что смотреть и играть, чтобы не терять концентрацию.
Интересно, действительно ли это исследование обосновано? Хотелось бы увидеть больше данных и примеров.
Я всегда говорила, что телевидение может развивать внимание, особенно если смотреть документальные фильмы. Теперь это подтверждено!
У меня вопрос: как долго нужно играть в игры или смотреть телевизор, чтобы почувствовать положительное влияние на концентрацию?
Я заметила, что после долгого времяпрепровождения в соцсетях мне сложно сосредоточиться на учебе. Это, похоже, не случайно!