Исследование внутривенной регидратации ставит под сомнение рекомендации по лечению детей с тяжелым истощением
Согласно новому исследованию, призывающему пересмотреть существующие мировые рекомендации по лечению, детям с критическим уровнем недоедания можно безопасно проводить внутривенную регидратацию.
Специалисты в области охраны здоровья детей утверждают, что рекомендации десятилетней давности, не рекомендующие внутривенную регидратацию из-за предполагаемого риска сердечной недостаточности, основывались на мнении экспертов, но не были подкреплены научными доказательствами .
По их словам, новые исследования показывают, что рекомендуемый метод пероральной регидратации может иметь более неблагоприятные последствия, а сохраняющиеся высокие показатели смертности среди детей, страдающих от недоедания, указывают на необходимость перемен.
«Дети с тяжелой формой острого недоедания и обезвоживания очень больны, поэтому крайне важно, чтобы мы могли предоставить им наилучшее возможное лечение и как можно скорее», — сказала Кэтрин Мейтленд, ведущий британский педиатр и директор Центра африканских исследований и взаимодействия при Имперском колледже Лондона.
Она сказала SciDev.Net: «Нынешние рекомендации всегда были спорными, поскольку они основывались на самой низкой форме доказательств — мнении экспертов.
«Тем не менее, эти рекомендации были тщательно изучены врачами и диетологами, чтобы они опасались давать детям дополнительную жидкость».
По оценкам , в мире насчитывается около 20 миллионов детей в возрасте до 5 лет с тяжелым острым недоеданием (SAM) — худшим уровнем недоедания — и большинство из них живут в Южной Азии или странах Африки к югу от Сахары. SAM является причиной почти трети предотвратимых смертей среди детей этой возрастной группы.
В опубликованном во вторник (17 июня) Глобальном докладе о продовольственных кризисах за 2025 год говорится, что в 2024 году более 294 миллионов человек в 53 странах столкнулись с острой нехваткой продовольствия, вызванной конфликтами, экстремальными погодными явлениями и экономическими потрясениями.
Мейтленд и его коллеги из Имперского колледжа, Университетского колледжа Лондона и организации «Врачи без границ» (MSF) протестировали различные варианты лечения на почти 300 детях, госпитализированных с тяжелым острым недоеданием в четырех африканских странах.
Исследование , опубликованное в журнале New England Journal of Medicine, показало, что введение жидкостей непосредственно в вену устраняет необходимость приема таких жидкостей через рот и приводит к более надежному и быстрому выздоровлению.
По словам Мейтленда, госпитализированные дети с тяжелой формой недоедания уже имеют внутривенную капельницу для введения антибиотиков и других препаратов, поэтому персоналу больницы было быстрее и проще вводить лекарства.
По словам исследователей, исследование, проводившееся под строгим контролем, показало, что регидратация детей с помощью внутривенных жидкостей не наносит вреда, и ни один ребенок не страдал сердечной недостаточностью во время испытания.
По их словам, у тех, кто получал пероральную гидратацию, возникало больше осложнений, включая необходимость в назогастральном зонде для регидратации, более частую рвоту и необходимость в экстренном введении жидкостей для коррекции плохого кровообращения.
Перегрузка жидкостью
Действующие рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предписывают пероральную регидратацию при тяжелом недоедании, отмечая, что тяжелое обезвоживание трудно обнаружить у детей с тяжелым недоеданием и часто диагностируется неправильно.
В нем говорится, что внутривенное введение жидкостей подвергает этих детей риску гипергидратации и смерти от сердечной недостаточности из-за перегрузки жидкостью.
Однако исследование, проведенное в Нигере, Нигерии, Уганде и Кении, не обнаружило никаких доказательств разницы в уровне смертности при внутривенном лечении через 96 часов по сравнению со стандартной стратегией контроля.
В исследовании сравнивалась безопасность различных стратегий регидратации у 292 детей в возрасте до 12 лет, госпитализированных с тяжелым острым недоеданием и страдающих обезвоживанием, вызванным диареей.
По словам исследователей, в ходе испытания не было зафиксировано случаев сердечной недостаточности или перегрузки жидкостью, что свидетельствует о том, что внутривенные методы регидратации не наносят вреда.
Через 96 часов уровень смертности оказался ниже ожидаемого по сравнению со стандартной стратегией контроля, хотя исследователи признают, что это могло быть связано с тщательным уходом и наблюдением во время испытания.
Мейтленд объяснил, что для того, чтобы обеспечить соответствие исследования строгим этическим требованиям, за детьми в специальных отделениях тщательно наблюдали специальные группы клинических исследований с целью выявления и лечения осложнений.
Она надеется, что полученные результаты помогут устранить пробел в доказательствах и побудят пересмотреть рекомендации, чтобы привести их в соответствие с рекомендациями для детей, не страдающих от недоедания, и улучшить результаты лечения.
Лора Фергюсон, директор по исследованиям Института неравенства в глобальном здравоохранении при Университете Южной Калифорнии, которая не принимала участия в исследовании, говорит, что это важные результаты, которые подчеркивают необходимость дополнительных исследований в этой области.
Однако она заявила SciDev.Net: «Пока рано говорить о необходимости изменения глобальных рекомендаций, поскольку для этого потребуется более веская доказательная база».
«Важно признать, что исследование не показало, что внутривенное введение жидкостей снижает смертность по сравнению с текущей практикой , и для этого требуются стерильная среда и оборудование, которые не всегда могут быть доступны при лечении SAM», — сказал Фергюсон, возглавлявший группу исследователей по разработке модели ИИ , которая прогнозирует недоедание на шесть месяцев вперед.
Она считает, что необходимо провести дополнительные исследования в государственных системах здравоохранения, где уровень доступных ресурсов может быть более ограниченным, чем в условиях испытаний, когда дети находились под пристальным наблюдением.
Мейтленд признал ограничения исследования, но подчеркнул, что за детьми необходимо пристально наблюдать, чтобы обеспечить их безопасность.
«Каждые полчаса в течение первых двух часов, а затем каждый час в течение восьми часов медсестра и врач находились у постели больного.
«Это стандарт ухода, который был необходим, чтобы гарантировать, что мы не причиним вреда детям».
ВОЗ не ответила на просьбу прокомментировать ситуацию перед публикацией.