Почему мы предпочитаем изгибы прямым краям? Исследователи исследуют мозг в поисках подсказок
Более 100 лет психологи знают, что большинство людей предпочитают изогнутость угловатости практически во всем — от линий и форм до лиц, картин и внутренних пространств. Более того, это явление наблюдалось в разных культурах, у младенцев и даже у человекообразных обезьян. Тем не менее, остается неясным, что именно в нашем восприятии изогнутости приводит к этому распространенному предпочтению.
«Теперь у нас есть преимущество: мы можем исследовать мозг, чтобы увидеть механизмы, которые на самом деле управляют этим процессом», — говорит Ошин Вартанян, доцент кафедры психологии Университета Торонто, назначенный в Министерство оборонных исследований и разработок Канады.
Используя данные нейровизуализации и вычислительные измерения кривизны , Вартанян работал с аспирантом Университета Торонто Деларамом Фарзанфаром, доцентом кафедры психологии Университета Торонто Дирком Бернхардтом-Вальтером и международной группой коллег, чтобы разгадать эту тайну.
В исследовании, опубликованном недавно в Scientific Reports , участники выполнили два задания, когда им показали изображения изогнутых и угловатых внутренних пространств. Они оценили каждое из них как «красивое» или «некрасивое» и решили, выберут ли они «войти» или «выйти» из пространства.
Исследователи обнаружили, что в мозге есть области, которые чувствительны к сценам, которые участники считают изогнутыми, но только когда они оценивают их красоту. Когда участника просят решить, войдет ли он в пространство или выйдет из него, эти области не чувствительны к воспринимаемой кривизне.
Это наблюдение предполагает, что контекст, в котором мы воспринимаем кривизну, влияет на то, как наш мозг на нее реагирует.
Области мозга, которые загораются при восприятии участниками сцен как изогнутых, в веретенообразной извилине , участвуют в более высокой визуальной обработке , например, в распознавании объектов. Они также чувствительны к восприятию лиц.
Другими словами, эти результаты свидетельствуют о том, что область нашего мозга, которая специализируется на различении одного лица от другого, может также быть чувствительна к обработке кривизны в других контекстах, например, при рассмотрении архитектурных пространств.
Примеры экспериментальных стимулов (n = 200). Кредит: Scientific Reports (2024). DOI: 10.1038/s41598-024-76931-8
Исследователи также обнаружили, что изображения пространств, которые участники воспринимали как изогнутые, не всегда соответствовали вычислительным показателям этих же пространств. Однако область в первичной зрительной коре показывает чувствительность к вычислительной кривизне, независимо от задачи.
«Вполне возможно, что когда человек смотрит на изображение, он формирует ментальное представление, которое является трехмерным», — говорит Вартанян. Такое представление ускользает от математических измерений двумерных изображений.
Бернхардт-Вальтер добавляет, что в будущем исследователям необходимо будет иметь более широкое представление о том, какие части изображения создают ощущение изгибов, которое люди воспринимают как эстетически приятное.
«Художники и дизайнеры намного опередили ученых. Они уже используют органические, изогнутые линии, чтобы вызвать чувство комфорта, эстетического удовольствия и домашнего уюта», — говорит Бернхардт-Вальтер.
«Наша работа дает научное обоснование их интуиции и может помочь им более осознанно использовать кривизну как элемент дизайна для создания эстетически приятных форм или, в качестве альтернативы, использовать угловатость, чтобы бросить вызов и привлечь внимание зрителей».
Между тем Фарзанфар утверждает, что исследование актуально не только для работы нейробиологов и психологов, но и для художников, дизайнеров, архитекторов и градостроителей.
«Я думаю, что, понимая, как пространство влияет на наше настроение и познание, мы можем создать более благоприятную среду для нашего здоровья и обогатить опыт современной жизни для многих людей», — говорит она.