Евклидова геометрия — раздел математики, описывающий формы и пространственные отношения между объектами в двумерных (2D) и трехмерных (3D) условиях. Правила евклидовой геометрии направляют наше понимание мира и всего, что его населяет.
Исследователи из Йельской школы медицины недавно провели эксперименты с грызунами, чтобы понять, как ранний опыт изучения евклидовой геометрии вскоре после рождения влияет на развитие и организацию клеточных ансамблей в гиппокампе — области мозга, критически важной для пространственного представления, навигации и памяти.
Их последние результаты, опубликованные в журнале Nature Communications , свидетельствуют о том, что ранний жизненный опыт взаимодействия с евклидовым пространством значительно обогащает нейронные паттерны в гиппокампе грызунов, позволяя грызунам лучше различать различные линейные среды.
«Мы хотели понять конкретную роль, которую играет пространственный опыт в раннем постнатальном развитии, с одной стороны, и врожденные, генетически обусловленные факторы, с другой стороны, в возникновении нейронных ансамблевых последовательных паттернов активности, критически важных для пространственного представления и формирования эпизодической памяти в гиппокампе», — рассказал в интервью Medical Xpress Джордж Драгой, старший автор статьи и доцент Йельской школы медицины.
«Мы рассматривали это взаимодействие между врожденными факторами и опытом животных как классическую проблему противопоставления природы и воспитания в биологии».
В одной из своих предыдущих работ Драгой и его коллеги из Йельского университета выделили трехэтапный процесс, который формирует развитие нейронных паттернов, наблюдаемых в гиппокампе грызунов на третьей и четвертой неделе после их рождения.
Они обнаружили, что предварительная конфигурация сети для последовательного кодирования в гиппокампе появилась на 17-й день после рождения грызуна (т. е. P17), в то время как формирование паттернов пластичности нейронной сети, характерных для взрослых особей, произошло на 24-й день (т. е. P24).
«Интересно, что P24 — это также первый день, когда крысы могут формировать долговременные воспоминания, так как до этого у них наблюдалась нормальная форма нарушения долговременной памяти, называемая инфантильной амнезией, которая представляет собой отсутствие способности формировать воспоминания в первые постнатальные дни, которые можно было бы вспомнить во взрослом возрасте», — сказал Драгой.
«Однако в нашем предыдущем эксперименте конкретные роли природы и природы не могли быть разделены, отчасти потому, что все наши крысы содержались в кубических клетках».
Исследователи обнаружили, что геометрия клеток, в которых молодые крысы содержались в предыдущих экспериментах, могла неявно позволить им испытать евклидовы геометрические линейности, плоские поверхности, углы и вертикальные стены. Это воздействие геометрии могло, в свою очередь, способствовать возникновению предварительно настроенных последовательных моделей сетевой активности, тем самым повлияв на результат эксперимента команды.
«Чтобы преодолеть ограничения нашего предыдущего эксперимента, мы выращивали группу крыс в неевклидовых сферических средах с рождения, тем самым лишая их любого опыта с вышеуказанными особенностями евклидовой геометрии (только природа, лишенная группа), и исследовали развитие предварительно настроенных и пластичных последовательных нейронных паттернов в гиппокампе по сравнению с крысами, выращенными в евклидовых кубоидальных клетках (природа + воспитание, контрольная группа )», — объяснил Драгой.
Исследователи использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ) для регистрации активности нейронных ансамблей в гиппокампе грызунов в двух экспериментальных группах, которые находились в сферических или кубовидных клетках соответственно.
Они собрали свои записи, начиная с P24 (то есть дня, когда ранее было обнаружено, что активность сети становится похожей на активность взрослых особей), когда крысы исследовали различные линейные пути в течение четырех дней, спав между своими исследованиями.
«Нам было интересно, достигли ли депривированные крысы также стадии развития 3 предварительно настроенных и пластичных последовательных паттернов на П24», — сказал Драгой.
«Мы также попытались определить, чем крысы, подвергшиеся депривации, отличались от контрольной группы в плане первого представления евклидовой линейной геометрии, в различении множественных линейных сред и может ли опыт изучения евклидовой геометрии в течение четырех экспериментальных дней обратить вспять любые потенциальные изменения».
Новые эксперименты, проведенные Драгои и его коллегами, дали различные интересные результаты. Во-первых, команда наблюдала, что предварительно настроенные и пластичные последовательные сетевые паттерны активности возникают в гиппокампе даже у грызунов, которые не испытывали евклидову геометрию в первые недели после рождения.
Это говорит о том, что развитие этих последовательных клеточных комплексов гиппокампа у грызунов в первую очередь обусловлено врожденными факторами (т. е. природой), а не опытом (т. е. воспитанием).
«Мы также наблюдали, что депривированные крысы изначально не могут выражать отдельные представления начала и конца на линейной дорожке или трех отдельных линейных дорожках, что указывает на то, что природа обеспечивает общие представления линейных дорожек, в то время как прямой опыт геометрической линейности (т. е. воспитание) формирует репертуар сетевых паттернов, которые увеличивают емкость сети для отчетливого представления различных линейных характеристик и контекстов», — сказал Драгой.
«Примечательно, что эти различия между группами крыс исчезают после трех-четырех дней занятий с евклидовой геометрией».
Результаты этого исследования могут помочь лучше понять раннее развитие мозга, в частности гиппокампа, а также намекнуть на факторы, движущие этим развитием. Однако некоторые вопросы остаются без ответа, и Драгой и его коллеги надеются ответить на них в рамках своих следующих исследований.
«Поскольку сферы были сделаны из полупрозрачного (непрозрачного) материала, мы не могли отличить визуальное отсутствие опыта работы с евклидовой геометрией от невизуального», — добавил Драгой.
«Выращивание крыс внутри прозрачных сфер с доступом к визуальным образам евклидовой геометрии , но без прямого сенсомоторного опыта, было бы интересным последующим экспериментом. Во-вторых, лишение крыс чего-либо на значительно более длительное время может (или не может) привести к необратимым или только частично обратимым эффектам, и это также можно будет изучить в будущем».


















Спасибо за интересную статью! Я всегда думала, что математика и нейробиология – это совершенно разные области.
Интересно, как раннее изучение геометрии может повлиять на развитие мозга. У меня есть племянник, который увлекается математикой с детства, и это может объяснять его отличные успехи в учебе.
Впечатляет, как наука соединяет разные дисциплины. Задумывалась ли вы о том, как это может повлиять на образовательные программы для детей?
Такой подход к изучению геометрии действительно может помочь в понимании пространственных отношений. Я сам много лет занимался архитектурой и считаю, что геометрия играет ключевую роль.
Я никогда не думала о том, как изучение геометрии могло бы повлиять на наш мозг. Это открытие может изменить подход к образованию!
В статье хорошо раскрыто влияние геометрии на мозг. Но как долго сохраняется этот эффект? Есть ли исследования на этот счет?
Я бы хотела узнать больше о том, какие именно аспекты евклидовой геометрии наиболее важны для развития гиппокампа.
Интересно, что именно ранний опыт влияет на развитие мозга. У меня есть опыт работы с детьми, и я заметил, что ранние знания математики действительно помогают в дальнейшем обучении.
Спасибо за статью! Всегда считала, что математика развивает логику, но не думала, что она так влияет на физические структуры мозга.
Удивительно! Это открытие подчеркивает, как важно вовремя погружать детей в изучение математики. Как вы думаете, стоит ли вводить евклидову геометрию в детские сады?
Мне кажется, что эти исследования помогут разработать новые методы обучения. Было бы интересно увидеть практические применения этих знаний.
Я слышал, что пространственное мышление важно не только в математике, но и в других областях, таких как искусство и наука. Как вы думаете, можно ли это использовать для междисциплинарного обучения?
Очень увлекательная тема! Я сама изучала математику и понимаю, как важно развивать пространственное восприятие у детей.
Ваша статья наводит на мысль о том, как важно именно раннее обучение. Может быть, стоит проводить больше исследований в этой области?
Я всегда считала, что геометрия — это только для математиков, но теперь понимаю, что она важна для всех нас. Спасибо за просвещение!
Это открытие действительно может изменить подход к образованию. Есть ли примеры стран, где уже применяют подобные методы?
Спасибо за статью! Я всегда любила геометрию, но не задумывалась о ее влиянии на мозг. Теперь буду смотреть на это по-другому!