Чтобы заставить кого-то отложить телефон во время вождения, покажите ему деньги — с подвохом, согласно исследованию, опубликованному в JAMA Network Open . Когда группу клиентов автострахования соблазняли денежным поощрением — и регулярной обратной связью, позволяющей водителю узнать, как у них идут дела по сравнению с другими водителями, пытающимися сократить время, проведенное за телефоном, — использование мобильных телефонов значительно сократилось, обнаружила группа из Медицинской школы Перельмана при Университете Пенсильвании.

Исследователи изучили несколько различных стратегий, основанных на поведенческой науке, для сдерживания отвлекающегося вождения в семинедельном исследовании. Одна стратегия сочетала еженедельную обратную связь по использованию телефона с денежным поощрением до 50 долларов в конце исследования, если водители использовали свои телефоны реже, чем другие.

Такой подход привел к снижению использования мобильных телефонов на 15% по сравнению с водителями, не получавшими стимулов или обратной связи. Однако, когда водителям сказали, что они получат ту же сумму денег, выплачиваемую еженедельно, но потеряют ее, если будут использовать мобильные телефоны во время вождения, использование телефонов сократилось на 21%.

«В Соединенных Штатах ежегодно происходит более 800 000 аварий из-за невнимательного вождения, причем основной причиной является использование мобильного телефона во время вождения. Это происходит, несмотря на многочисленные законы, запрещающие использование мобильных телефонов, что свидетельствует о необходимости дополнительных масштабируемых вмешательств», — сказал ведущий автор М. Кит Дельгадо, доктор медицинских наук, магистр наук, директор факультета Nudge Unit в Медицинском университете Пенсильвании и доцент кафедры неотложной медицины и эпидемиологии.

«Мы смогли использовать силу естественного отвращения людей к потерям и сожалениям, а также наше желание соответствовать социальным нормам, чтобы добиться значительных результатов».

Страховые компании зафиксировали 30%-ный рост числа аварий, связанных с невнимательным вождением, в период с 2011 по 2020 год, в основном связанных с использованием мобильных телефонов. Двадцать восемь штатов ввели запрет на использование мобильных телефонов во время вождения, причем Пенсильвания стала последним штатом, принявшим закон, который вступит в силу в середине 2025 года.

Практика стимулирования поведения водителей растет. Компании автострахования расширяют «страхование на основе использования (UBI)», когда клиенты соглашаются загружать приложения для смартфонов, чтобы контролировать качество вождения и использование мобильного телефона. Затем эти данные используются для корректировки ставок для отдельных водителей, а более безопасным водителям предлагаются скидки на будущие страховые полисы.

В ходе исследования ученые из Penn Medicine сотрудничали с исследователями из Progressive Insurance, которые пригласили клиентов, участвующих в их собственной программе UBI, принять участие в исследовании, в результате чего в нем приняли участие более 2000 человек.

Используя обезличенные данные, исследователи Penn Medicine определили, что группа водителей, которым сообщили (и еженедельно обновляли информацию), что они могут потерять до 7,15 долларов в неделю, пользовалась своими телефонами меньше всего по сравнению с контрольной группой водителей, которые не получали никаких поощрений или обратной связи.

Интересно, что удвоение стимула до $14,29 в неделю не привело к большему сокращению использования телефона, хотя и наблюдалось значительное снижение. Также были заметные результаты среди водителей, которые получили обратную связь и которым предложили стимул в размере $50 в конце тестового периода.

Водителям предлагалось отложенное поощрение в размере 50 долларов США в конце вмешательства, но они не получали еженедельной обратной связи и не получали дополнительных потерь за еженедельную производительность, что не дало существенных результатов.

Дельгадо считает, что причина, по которой обратная связь и выплаты, обусловленные убытками, кажутся столь важными, кроется в природе человека.

«Люди склонны думать, что они водители лучше других», — сказал он. «Предоставление объективных данных о том, как они сравниваются с другими, — это проверенный способ мотивировать людей к социальной норме. Кроме того, предыдущие исследования показали, что те, кто пользуется мобильным телефоном, склонны иметь «текущую предвзятость» и придают большее значение выплатам, которые ближе к настоящему времени».

При разбивке по времени, наиболее результативное вмешательство — группа с еженедельным бременем $7,15 — сократило использование телефона в среднем на 56 секунд в час по сравнению с базовым показателем в 216 секунд в час. Когда отвлечение внимания от дороги на 5 секунд увеличивает риск аварии в девять раз , в масштабе эти вмешательства могут сократить отвлеченное вождение на миллионы часов в год.

Эта работа продолжает исследование, проведенное Дельгадо в отношении отвлеченного вождения, начатое в 2016 году (что привело к публикации статьи в 2018 году ), и продолжает дальнейший анализ данных о подталкивании. Будущие исследования включают тестирование вмешательств, использующих данные об использовании смартфона, которые могут помочь водителям с высоким уровнем риска выработать устойчивые привычки.

«Это направление работы многообещающе, поскольку страховые компании уже тратят миллиарды долларов в год, предлагая стимулы для безопасного вождения», — сказал Дельгадо. «Тщательное тестирование стратегий, которые эти компании могут использовать для того, чтобы мотивировать клиентов быть более безопасными, может помочь сократить количество аварий, спасти жизни и сэкономить деньги, и, что важно, быть поддержанным за счет сильного бизнес-кейса».