Определение эпидемий, обусловленных рынком (MDE), может помочь устранить критические препятствия для своевременной и эффективной профилактики и смягчения последствий, согласно исследованию, опубликованному на этой неделе в журнале PLOS Global Public Health Джонатаном Куиком из Медицинской школы Университета Дьюка (США) и его коллегами.

Неправильное использование и чрезмерное потребление некоторых потребительских товаров стали основными глобальными факторами риска преждевременной смерти во всех возрастах, а их общие затраты составляют триллионы долларов. Прогресс в снижении таких смертей был трудным, медленным и слишком часто безуспешным. Чтобы решить эту проблему, Квик и коллеги ввели определение случая MDEs, которые возникают, когда компании агрессивно продвигают на рынок продукты с доказанным вредом, отрицают этот вред и активно противодействуют усилиям по смягчению последствий.

Чтобы продемонстрировать применение этой концепции, исследователи выбрали три продукта MDE: сигареты, сахар и рецептурные опиоиды. Основываясь на истории этих трех эпидемий, исследователи описали пять фаз MDE: расширение рынка, доказательства вреда, корпоративное сопротивление, смягчение и рыночная адаптация.

С пика потребления до самых последних доступных данных продажи сигарет в США упали на 82%, потребление сахара на 15%, а рецептурные опиоиды на 62%. В каждом случае переломный момент потребления наступал, когда убедительные доказательства вреда, профессиональная тревога и авторитетный голос общественного здравоохранения или мобилизация общественности преодолевали влияние корпоративного маркетинга и усилий сопротивления.

Среди трех эпидемий разрыв между подозрением о вреде и точкой невозврата потребления составил от одного до пяти десятилетий, что во многом объясняется временем, необходимым для получения достаточных доказательств вреда. Адаптация рынка к сокращению потребления целевых продуктов имела как отрицательные последствия (например, географическое смещение корпоративных маркетинговых усилий), так и положительные последствия (например, отказ потребителей от подслащенных сахаром напитков).

По словам авторов, это первый сравнительный анализ трех успешных попыток изменить модели потребления продуктов миллионами людей, а со временем и некоторые из связанных с этим неблагоприятных последствий для здоровья этих продуктов. Эпидемиологический подход MDE, заключающийся в сокращении латентного времени между фазами, предоставляет мировому сообществу здравоохранения новый метод решения проблемы существующих и новых потенциально вредных продуктов и их воздействия на здоровье, общество и экономику.

Хотя конкретный продукт и обстоятельства уникальны для каждого MDE, понимание эпидемиологии потребления и воздействия на здоровье , а также эпидемических вех должно помочь лидерам общественного здравоохранения бороться с текущими MDE и быстрее распознавать будущие MDE. Учитывая схожие закономерности среди различных MDE, лидеры общественного здравоохранения, исследователи, гражданское общество и другие могут применять стратегии смягчения, представленные в обзорной статье, для спасения жизней и уменьшения воздействия продолжающихся и возникающих MDE.

Авторы добавляют: «Употребление сигарет и других нездоровых продуктов обходится миру в миллионы жизней и триллионы долларов каждый год. Анализ прогресса США в борьбе с тремя такими эпидемиями, вызванными рынком, показывает, что мы можем спасти жизни посредством более ранних и решительных действий со стороны руководителей общественного здравоохранения, исследователей и мобилизации общественности».

Они приходят к выводу: «Употребление сигарет и других нездоровых продуктов часто следует закономерностям, схожим с эпидемиями инфекционных заболеваний, нанося широкомасштабный вред еще до того, как начнет действовать какое-либо общественное здравоохранение. Мы можем спасти жизни, распознав эти рыночные эпидемии раньше и действуя более решительно, чтобы контролировать их».