Насколько вы не склонны к риску? Ответ может зависеть от того, как вы и ваш мозг адаптировались к среде, в которой выросли, утверждают исследователи из Колледжа экологии человека (CHE).
Они обнаружили, что социально богатые люди, имеющие сильную социальную поддержку, но семьи которых имеют меньше денег, и экономически богатые люди, имеющие больше денег, но меньшую социальную поддержку, подвергаются схожему уровню риска, но активируют разные части мозга.
Этот подход является новым, поскольку такие невзгоды, как отсутствие социальной поддержки или денег, как правило, группируются в исследованиях, а не рассматриваются как отдельные факторы.
Исследование , опубликованное в журнале Cerebral Cortex , было проведено Минву Ли, научным сотрудником Колледжа экологии человека (CHE). Ли является членом Лаборатории истории жизни под руководством Марлена З. Гонсалеса, доцента кафедры психологии в CHE, и соавтором исследования .
«Различные условия в раннем возрасте могут предоставлять вам разные типы ресурсов и разные стратегии для решения распространённых жизненных проблем», — сказал Ли. «Со временем это может сформировать специфические когнитивные механизмы или контекстуальные факторы, на которые люди полагаются для решения аналогичных проблем во взрослом возрасте».
«И важно включить ресурсы в это уравнение», — сказал Гонсалес. «Существует множество ресурсов, которые можно использовать для преодоления стрессов и невзгод».
Они стремились понять, как люди могут использовать различные типы ресурсов и проблем, с которыми сталкиваются в юности (то, что они называют асимметрией ресурсов развития), и влияют ли эти ресурсы и опыт на выбор в дальнейшей жизни.
В исследовании приняли участие 43 студента Корнелла. Хотя выборка, состоящая исключительно из студентов, обычно не идеальна, исследователи отметили, что это является сильным моментом данного исследования.
«Это потому, что у людей разный опыт, но в конечном итоге они собираются в одном месте: здесь, в кампусе», — сказал Гонсалес. «Я склонен рассматривать психологические издержки и поведение как тактику и стратегии, которые они используют, чтобы ориентироваться в окружающем мире».
Участники участвовали в компьютерной игре, связанной с риском, и проходили фМРТ-сканирование мозга. В ходе игры они накачивали виртуальные шарики, зарабатывая деньги – по 5 центов за накачку. В любой момент они могли вывести деньги. Было три типа шариков: рискованный шарик, который мог лопнуть в любой момент, теряя весь накопленный доход; безопасный шарик, который приносил гарантированную награду при полном накачивании; и нейтральный шарик, не приносивший ни выигрыша, ни проигрыша. Авторов особенно интересовала активность мозга, связанная с риском, то есть когда участники нажимали кнопки, несмотря на риск потери награды.
Затем участники заполнили анкету, в ходе которой были собраны их демографические данные и доступные им ресурсы как в прошлом, так и в настоящее время, включая доход их родителей в детстве, их восприятие качества и безопасности района, в котором они жили в детстве, их текущие экономические ресурсы и уровень социальной поддержки, которую они недавно получили от семьи и друзей.
Данные опроса разделили участников на две категории: социально богатые и экономически богатые.
Ли и Гонсалес не обнаружили различий в склонности к риску между группами. Однако они отметили, что активность в области мозга, называемой супрамаргинальной извилиной, возросла у участников, которые были более осторожны, что позволяет предположить, что она может служить нейронным «тормозом» рискованного поведения.
Однако в активности мозга представителей социально богатой группы наблюдались некоторые ключевые различия. Во-первых, когда они рисковали, у них активизировались области мозга, отвечающие за визуальную обработку и внимание. Причём уровень активности этих областей зависел от их текущих социальных ресурсов: у тех, кто имел более высокую текущую социальную поддержку, наблюдалась меньшая дополнительная активность мозга , они больше рисковали и зарабатывали больше, чем представители социально богатой группы, у которых социальная поддержка была меньше.
«Мы можем показать, что в обеих группах задействован некий общий механизм, который помогает им вступать в рискованные ситуации», — сказал Ли. «Но, похоже, существует некий процесс калибровки, который связан не обязательно с самим результатом поведения, а с тем, как люди к нему приходят. Несмотря на то, что они вели себя схожим образом, они полагались на различные нейронные и контекстные механизмы, чтобы идти на риск».
По словам исследователей , понимание того, как социальный и экономический опыт в детстве может формировать процесс развития человека, может помочь в адаптации поддержки к конкретным людям, будь то через государственную политику , инвестиции в сообщество или даже службы поддержки студентов.
«В идеальном мире университетская система должна обеспечивать экономическую и социальную поддержку, необходимую каждому студенту», — сказал Гонсалес. «Можно подчеркнуть, как они умеют использовать то, чего им может не хватать. Например, если у вас есть студенты, которые были социально богаты, но им этого не хватает здесь, в кампусе, сосредоточьтесь на повышении уровня социальной поддержки, и, возможно, им не придётся работать вдвое усерднее ради того же результата».



















Спасибо за интересную статью! Я всегда задумывалась, как детство влияет на наше поведение во взрослом возрасте.
Удивительно, как наше воспитание формирует наше отношение к риску. У меня в семье все были осторожными, и я тоже стал таким.
Это исследование заставило меня задуматься о моем опыте. Я росла в рискованной среде, и это, похоже, повлияло на мою жизнь.
Интересно, как разные факторы влияют на наше восприятие опасности. У меня есть свои наблюдения на этот счет!
Я бы хотела узнать больше о том, как именно воспитание влияет на принятие рисков. Это очень важная тема!
Согласен с автором, что окружение играет ключевую роль. У меня был очень поддерживающий родитель, и это явно помогло мне стать смелее.
Спасибо за освещение этой темы! Это заставляет задуматься о том, как мы можем изменить свое восприятие рисков.
Я вырос в строгости, и теперь мне сложно принимать риски. Может, стоит попробовать поменять подход?
Интересно, как же тогда можно изменить свое отношение к рискам, если мы выросли в определенных условиях?
Мне кажется, что наш опыт формирует не только восприятие риска, но и общее мировоззрение.
Спасибо за статью! Я выросла в семье, где риски всегда оценивались, и теперь это стало частью моей жизни.
А как вы думаете, можно ли переучить себя на более рискованное поведение, если это необходимо?
Статья очень актуальна! У меня есть знакомые, которые выросли в совершенно разных условиях и имеют совершенно разные подходы к риску.
Я заметил, что окружающая среда действительно влияет на выбор. Риск иногда оправдан, но это сложно оценить.
Это действительно заставляет задуматься о том, как детство формирует наше поведение во взрослом возрасте. Спасибо!
Важно помнить, что изменение своего отношения к рискам – это процесс. Я работаю над этим!
Мне было интересно читать, хотя я и не согласна со всеми выводами. У каждого свой опыт.
Я считаю, что баланс между риском и осторожностью – это ключ к успеху. Важно знать, когда рисковать.
Статья открыла мне глаза на многие вещи. Я стала замечать, как мой опыт влияет на мои решения.
Спасибо за информацию! Возможно, стоит больше говорить о влиянии детства на взрослую жизнь.