Как прошлые травмы влияют на реакцию мозга на новый стресс
Новое исследование, опубликованное в Трудах Национальной академии наук, дает представление о том, как перенесенный в прошлом стресс влияет на реакцию человека на новый стресс.
Существуют две основные гипотезы о том, как травма влияет на будущие реакции на стресс . Одна из них — гипотеза сенсибилизации, которая утверждает, что наличие стресса в анамнезе делает человека более восприимчивым к будущим стрессовым ситуациям.
«Существует мнение, что они предрасположены к стрессу и гиперчувствительности», — объясняет главный исследователь Элизабет Голдфарб, доктор философии, доцент кафедры психиатрии Йельской медицинской школы (YSM).
Другая гипотеза — гипотеза привыкания, которая предполагает, что люди, перенесшие травму в прошлом, по сути, акклиматизируются к стрессу и не будут реагировать так сильно на новый стресс. Гольдфарб и её коллеги хотели проверить обе эти гипотезы.
Когда речь идёт о прошлых травмирующих событиях, мозг ведёт счёт. Различные нейронные сети связывают разные области мозга и позволяют им взаимодействовать друг с другом. Некоторые из этих сетей связаны со стрессом.
В новом исследовании ученые обнаружили, что, когда люди, перенесшие травму в прошлом, подвергались легкому стрессу, в этих мозговых сетях, связанных с травмой в прошлом, демонстрировалась сниженная связность, то есть они наблюдали снижение синхронизированной коммуникации между связанными с ними областями мозга.
«Мы исследовали, что делают эти сети, когда вы сталкиваетесь со стрессовой ситуацией», — говорит Голдфарб. «Мы обнаружили, что в ситуации лёгкого стресса отключение этой травматической сети полезно для вашей повседневной деятельности и симптомов психического здоровья».
Сети мозговой травмы затихают, когда возникает новый стресс
Исследователи собрали данные о 170 жителях Нью-Хейвена, в частности, об их переживаниях травмирующих событий в течение жизни . «Это включает в себя всё: от психосоциальной травмы до автомобильных аварий, стихийных бедствий и так далее», — объясняет Фелиция Харди, доктор философии, научный сотрудник Института У Цай Йельского университета и первый автор исследования.
Используя данные функциональной магнитно-резонансной томографии и машинного обучения , исследователи сначала выявили нейронные сети, связанные с пережитой травмой. Затем они проверили реакцию этих нейронных сетей на стресс в двух экспериментах. В первом эксперименте участники прошли стандартную процедуру вызова стресса, заключающуюся в погружении руки в ледяную воду.
Во втором отдельном эксперименте участники получили фармакологическое вмешательство с использованием гидрокортизона — гормона, который организм вырабатывает в ответ на стресс.
«Мы изучили, как мозг хранит информацию о прошлых стрессовых событиях, выявляя сети, где более сильные связи соответствуют более стрессовым событиям в прошлом», — объясняет Голдфарб. «Затем мы подвергали эту сеть воздействию умеренно стрессовой ситуации в режиме реального времени и отслеживали её реакцию».
В обоих экспериментах связи в мозговых сетях, связанных с травмой в прошлом, снизились после легкого стресса, что подтверждает гипотезу привыкания.
«Мы обнаружили, что люди отключают свою травматическую сеть, когда сталкиваются с легким стрессом», — говорит Харди.
Кроме того, среди всех участников у людей, у которых было меньше симптомов депрессии, наблюдалось более выраженное снижение связности мозговых сетей.
«Это говорит о том, что люди с более крепким психическим здоровьем, по-видимому, лучше адаптируют свою мозговую сеть, связанную с травмами в прошлом, к текущему стрессу», — добавляет Харди.
Изучение взаимосвязи между травматическим опытом и тем, как мы переживаем новые стрессовые ситуации, — это продолжающаяся область исследований. Это исследование помогает получить более полное представление о том, когда стресс может быть полезен, и как адаптивные реакции мозга на стресс могут быть полезны в сложных ситуациях в будущем.
«У этой работы есть много будущих направлений», — говорит Харди.