Добавление ингибитора гена MET усиливает эффект комбинированной химиотерапии и иммунотерапии при мелкоклеточном раке легких (МРЛ), согласно многоцентровому исследованию, проведенному Научно-исследовательским институтом больницы Дель Мар в сотрудничестве с исследователями из исследовательской сети по изучению рака CIBERONC.

Исследование, опубликованное в журнале Cell Reports Medicine , подчеркивает роль HGF ( фактора роста гепатоцитов ), связанного с пролиферацией и выживаемостью клеток, в неблагоприятном прогнозе этого заболевания и его резистентности к терапии. В исследовании рассматривается новый подход, предполагающий добавление ингибитора MET к стандартной терапии и демонстрацию улучшения ответа на лечение .

Мелкоклеточный рак лёгкого — один из самых агрессивных видов рака лёгких. Хотя он составляет всего 15% всех случаев рака лёгких, трёхлетняя выживаемость при нём составляет всего 15% из-за быстрого прогрессирования и поздней диагностики, которая обычно исключает возможность хирургического вмешательства.

Текущее лечение предполагает комбинацию химиотерапии и иммунотерапии , однако мелкоклеточный рак лёгких известен своей высокой способностью к развитию резистентности и метастазированию. Однако это новое исследование открывает многообещающий путь к борьбе с этим заболеванием.

«Мы наблюдали, что сочетание иммунотерапии и химиотерапии с ингибитором МЕТ повышает эффективность иммунотерапии, увеличивая как выживаемость, так и ответ опухоли на терапию в мышиных моделях», — объясняет доктор Эдурне Арриола, ведущий автор исследования, научный сотрудник Исследовательской группы молекулярной терапии рака, заведующий отделением рака лёгких в отделении медицинской онкологии больницы Дель Мар и научный сотрудник CIBERONC. Это исследование стало итогом более чем десяти лет исследований.

Усилитель для иммунотерапии
В исследовании анализировался ответ на различные комбинации лечения на мышиных моделях мелкоклеточного рака лёгкого . Одна группа служила контрольной группой без лечения, другая получала только химиотерапию, третья группа получала химиотерапию и иммунотерапию с использованием моноклонального антитела к PD-L1, а третья группа получала химиотерапию, иммунотерапию и ингибитор MET.

Наилучшие результаты, как с точки зрения прогрессирования опухоли, так и выживаемости мышей, наблюдались в группе, получавшей ингибитор MET в сочетании с химиотерапией и иммунотерапией. Фактически, шесть из девяти опухолей, леченных этой комбинацией, показали полный ответ.

Доктор Арриола отмечает, что «эта стратегия замедлила рост опухоли , а в некоторых случаях полностью подавила его. При анализе выживаемости и прогрессирования опухоли у мышей, получавших ингибитор MET, наблюдались лучшие результаты выживаемости».

Этот положительный и продолжительный ответ объясняется способностью ингибитора противодействовать влиянию гена MET на микроокружение опухоли . При ингибировании MET «микроокружение опухоли, способствующее резистентности к терапии, изменяется, облегчая действие Т-клеток иммунной системы, активированных иммунотерапией», — добавляет она.

Другими словами, ингибитор не воздействует напрямую на опухоль, а скорее способствует повышению эффективности стандартного лечения.

Исследователи подтвердили свои выводы, используя образцы опухолей человека. Они отметили, что при повышенной экспрессии гена MET прогноз у пациентов хуже, поскольку микроокружение опухоли снижает эффективность иммунотерапии и способствует повышению резистентности к лечению.

Аналогичное явление было отмечено при химиотерапии. Это важное открытие, поскольку у половины пациентов с этим типом опухоли наблюдается повышенная экспрессия МЕТ.

Следующим шагом является начало клинических испытаний у пациентов с МРЛ. Цель — определить, может ли добавление ингибитора МЕT после начальной фазы химиотерапии и иммунотерапии, во время поддерживающей терапии только иммунотерапией, предотвратить прогрессирование опухоли.