Системное воспаление может объяснить связь между аутоиммунными заболеваниями и проблемами психического здоровья
Жизнь с аутоиммунным заболеванием связана с почти двукратным увеличением риска возникновения стойких проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия, генерализованная тревожность и биполярное расстройство, причем эти риски выше у женщин, чем у мужчин, показало крупное популяционное исследование, проведенное в Великобритании и опубликованное в журнале открытого доступа BMJ Mental Health.
Исследователи утверждают, что обнаруженные связи могут объясняться хроническим воздействием системного воспаления , вызванного аутоиммунным заболеванием.
Исследователи отмечают, что все больше данных свидетельствуют о том, что воспаление связано с психическим здоровьем, однако многие из опубликованных исследований основывались на небольших выборках, что ограничивает их статистическую мощность.
Чтобы преодолеть это, они использовали данные 1,5 миллионов участников недавно созданного набора данных Our Future Health со всей Великобритании. Средний возраст участников составил 53 года; чуть более половины (57%) были женщинами, а 90% идентифицировали себя как белые.
При отборе на участие в проекте Our Future Health участники заполняли базовую анкету, предоставляя личную, социальную, демографическую информацию, а также информацию о состоянии здоровья и образе жизни.
Информация о состоянии здоровья включала в себя диагнозы, поставленные в течение жизни (в том числе их биологическим родителям), в отношении широкого спектра заболеваний, включая аутоиммунные и психиатрические состояния.
В исследование были включены шесть аутоиммунных заболеваний : ревматоидный артрит; синдром Грейвса (нарушение гормонального баланса щитовидной железы); воспалительное заболевание кишечника ; волчанка, рассеянный склероз и псориаз.
Рассматриваемые состояния психического здоровья представляли собой самостоятельно диагностированные аффективные расстройства, определяемые как депрессия, биполярное или тревожное расстройство.
В целом, 37 808 участников сообщили об аутоиммунных заболеваниях, а 1 525 347 — нет. Среди тех, у кого были аутоиммунные заболевания, чаще были женщины (74,5% против 56,5%), и они с большей вероятностью сообщали о пожизненных диагнозах аффективных расстройств у своих биологических родителей: 8% против 5,5% для отцов; 15,5% против 11% для матерей.
Хроническая и патогенная активация иммунной системы, включая наличие маркеров воспаления, является отличительной чертой многих аутоиммунных состояний. И в отсутствие прямых измерений воспалительных биомаркеров аутоиммунное состояние рассматривалось как косвенный признак хронического воспаления в этом исследовании.
Распространенность любого диагностированного аффективного расстройства в течение жизни была значительно выше среди людей с аутоиммунным заболеванием, чем среди населения в целом: 29% против 18%.
Аналогичные ассоциации в распространенности в течение жизни были выявлены для депрессии и тревожности: 25,5% против чуть более 15% для депрессии; и чуть более 21% против 12,5% для тревожности.
Хотя общая распространенность биполярного расстройства была намного ниже, она все равно была значительно выше среди лиц с аутоиммунным заболеванием, чем среди населения в целом: чуть менее 1% по сравнению с 0,5%.
Распространенность текущей депрессии и тревожности также была выше среди людей с аутоиммунными заболеваниями.
При этом распространенность аффективных расстройств была значительно и стабильно выше среди женщин, чем среди мужчин с теми же физическими заболеваниями: 32% по сравнению с 21% среди участников с любым аутоиммунным заболеванием.
Причины этого неясны, говорят исследователи, но «теории предполагают, что половые гормоны, хромосомные факторы и различия в циркулирующих антителах могут частично объяснять эти половые различия», пишут они.
«У женщин (но не у мужчин) с депрессией наблюдается повышенная концентрация циркулирующих цитокинов и реагентов острой фазы по сравнению с лицами без депрессии. Поэтому возможно, что женщины могут испытывать усугубляющие проблемы, связанные с повышенной частотой аутоиммунных заболеваний и более сильным воздействием иммунных реакций на психическое здоровье, что приводит к существенно более высокой распространенности аффективных расстройств, наблюдаемых в этом исследовании», — добавляют они.
В целом риск каждого из аффективных расстройств был почти в два раза выше — на 87–97% — у людей с аутоиммунными заболеваниями и оставался высоким даже после поправки на потенциально влияющие факторы, включая возраст, доход семьи и психиатрический анамнез родителей.
Исследователи отмечают, что информация о времени или продолжительности заболевания отсутствует, что делает невозможным определение того, предшествовали ли аутоиммунные состояния аффективным расстройствам, возникали ли они одновременно или следовали за ними.
Они добавляют, что прямых измерений воспаления также не проводилось, поэтому невозможно было установить наличие, характер, время или тяжесть воспаления.
«Хотя наблюдательный дизайн этого исследования не позволяет делать прямые выводы о причинно-следственных механизмах, этот анализ большого национального набора данных позволяет предположить, что хроническое воздействие системного воспаления может быть связано с более высоким риском аффективного расстройства», — заключают они.
«Будущие исследования должны быть направлены на определение того, могут ли предполагаемые биологические, психологические и социальные факторы, например, хроническая боль , усталость, нарушения сна или циркадных ритмов, а также социальная изоляция , представлять собой потенциально модифицируемые механизмы, связывающие аутоиммунные состояния и аффективные расстройства».
Они также предполагают, что, возможно, стоит регулярно обследовать людей с диагнозом аутоиммунного заболевания на предмет наличия психических расстройств, особенно женщин, чтобы как можно раньше назначить им индивидуальное лечение.