Единственный человек в мире с функционирующим свиным органом чувствует себя хорошо после рекордных 2 месяцев
В субботу жительница Алабамы преодолела важный рубеж, став самой долгоживущей женщиной, которой пересадили свиной орган. Она здорова и полна энергии с новой почкой уже 61 день и продолжает жить.
«Я суперженщина», — сказала Тована Луни агентству Associated Press, смеясь над тем, как она обгоняет членов семьи во время длительных прогулок по Нью-Йорку, продолжая восстанавливаться. «Это новый взгляд на жизнь».
Яркое выздоровление Луни — это моральный подъем в стремлении сделать пересадку органов от животных к человеку реальностью. Только четыре других американца получили чрезвычайно экспериментальные пересадки генетически отредактированных свиных органов — два сердца и две почки — и никто не прожил больше двух месяцев.
«Если бы вы увидели ее на улице, вы бы и не подумали, что она единственный человек в мире, разгуливающий с функционирующим свиным органом внутри», — сказал доктор Роберт Монтгомери из больницы Нью-Йоркского университета имени Лангона, который руководил трансплантацией Луни.
Монтгомери назвал функцию почек Луни «абсолютно нормальной». Врачи надеются, что она сможет покинуть Нью-Йорк, где временно проживает для прохождения послеоперационных обследований, и вернуться домой в Гадсден, штат Алабама, примерно через месяц.
«Мы настроены весьма оптимистично и считаем, что это будет продолжать работать и работать хорошо в течение значительного периода времени», — сказал он.
Ученые генетически изменяют свиней, чтобы их органы стали более похожими на человеческие, чтобы решить проблему острой нехватки человеческих органов для трансплантации. В списке на трансплантацию в США находится более 100 000 человек, большинство из которых нуждаются в почках, и тысячи умирают, не дождавшись этого.
До сих пор пересадка органов свиньи была лишь «сострадательным» случаем, экспериментом, который Управление по контролю за продуктами и лекарствами допускает только в особых обстоятельствах для людей, не имеющих других вариантов.
А горстка больниц, которые их пробуют, делятся информацией о том, что сработало, а что нет, готовясь к первым в мире официальным исследованиям ксенотрансплантации, которые, как ожидается, начнутся в этом году. United Therapeutics, которая поставила почку Луни, недавно обратилась в Управление по контролю за продуктами и лекарствами за разрешением начать испытания.
По словам доктора Тацуо Каваи из Массачусетской больницы общего профиля, который в прошлом году руководил первой в мире пересадкой свиной почки и сотрудничает с другим разработчиком свиных почек, компанией eGenesis, то, как справляется Луни, — это «очень ценный опыт».
Кавай отметил, что Луни была намного здоровее предыдущих пациентов, поэтому ее прогресс поможет в следующих попытках. «Мы должны учиться друг у друга», — сказал он.
Луни пожертвовала почку своей матери в 1999 году. Последующие осложнения беременности вызвали высокое кровяное давление , которое повредило ее оставшуюся почку, которая в конечном итоге отказала, что невероятно редко встречается у живых доноров. Она провела восемь лет на диализе, прежде чем врачи пришли к выводу, что она, скорее всего, никогда не получит донорский орган — у нее развился сверхвысокий уровень антител, аномально настроенных на атаку другой человеческой почки.
Итак, 53-летний Луни решился на эксперимент со свиньей. Никто не знал, как это сработает у человека, «высокочувствительного» к этим сверхактивным антителам.
Выписавшись всего через 11 дней после операции 25 ноября, команда Монтгомери внимательно следила за ее выздоровлением с помощью анализов крови и других измерений. Примерно через три недели после трансплантации они заметили едва заметные признаки того, что начинается отторжение — признаки, которые они научились замечать благодаря эксперименту 2023 года, когда свиная почка проработала 61 день внутри умершего мужчины, чье тело было пожертвовано для исследований.
Монтгомери сказала, что им удалось успешно вылечить Луни, и с тех пор не было никаких признаков отторжения, а несколько недель назад она встретилась с семьей, стоящей за этим исследованием тела умершего.
«Очень приятно осознавать, что решение, которое я приняла, чтобы Нью-Йоркский университет использовал моего брата, было правильным, и это помогает людям», — сказала Мэри Миллер-Даффи из Ньюбурга, штат Нью-Йорк.
Луни, в свою очередь, пытается помочь другим, выступая в роли, как говорит Монтгомери, посла для людей, которые обращаются к ней через социальные сети , делясь своими переживаниями из-за долгого ожидания трансплантации и интересуясь свиными почками.
По ее словам, одного из них рассматривали для ксенотрансплантации в другой больнице, но он боялся и не знал, стоит ли его проводить.
«Я не хотела убеждать его, делать это или нет», — сказала Луни. Вместо этого она спросила, религиозен ли он, и призвала его молиться, «исходить из своей веры, из того, что говорит тебе твое сердце».
«Я люблю разговаривать с людьми, люблю помогать людям», — добавила она. «Я хочу быть чем-то вроде образовательного элемента» для ученых, чтобы помогать другим.
Невозможно предсказать, как долго проработает новая почка Луни, но если она откажет, ей снова придется проходить диализ.
«Правда в том, что мы не знаем, какие будут следующие препятствия, потому что мы впервые зашли так далеко», — сказал Монтгомери. «Нам придется продолжать пристально следить за ней».