Крупнейшее на сегодняшний день исследование генетики биполярного расстройства дает новое представление о биологии, лежащей в его основе
Биполярное расстройство — это сложное психиатрическое расстройство, характеризующееся колебаниями между эпизодами (гипо)мании и депрессии. По оценкам, оно затрагивает около 40–50 миллионов человек во всем мире. Расстройство связано с рядом негативных последствий, включая самоубийство, и в среднем может потребоваться 8 лет, чтобы поставить диагноз. Тем не менее, мало что известно о биологии этого состояния.
Новое исследование почти 2,9 миллионов участников выявило 298 геномных регионов, связанных с биполярным расстройством , из которых 267 регионов ранее не были связаны с биполярным расстройством. Перекрестные ссылки на ряд методов привели к идентификации 36 генов, имеющих отношение к биполярному расстройству. Результаты опубликованы в журнале Nature .
«Это первый большой многородственный геномный анализ биполярного расстройства, включая различные типы биполярного расстройства. Благодаря большому размеру выборки исследование значительно увеличило генетическое открытие до почти 300 генетических вариантов, связанных с биполярным расстройством», — говорит исследователь Кевин О'Коннелл из Центра прецизионной психиатрии в Университете Осло и первый автор исследования. «Эти генетические открытия улучшают наше понимание базовых биологических механизмов биполярного расстройства».
Различия в молекулярной биологии между подтипами биполярного расстройства
Исследователи далее выявили различия в генетическом сигнале биполярного расстройства на основе того, были ли они набраны из клинических, общественных и самоотчетных образцов. Они также обнаружили различные генетические сигналы между подтипами I и II. Самоотчетные образцы показали большее генетическое совпадение с биполярным расстройством типа II, а также с другими психиатрическими расстройствами, такими как большое депрессивное расстройство , посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство аутистического спектра. Напротив, клинические образцы показали более сильное генетическое совпадение с биполярным расстройством типа I и шизофренией.
«Эти результаты свидетельствуют о том, что существуют различия в молекулярной биологии между подтипами биполярного расстройства, что важно для будущих исследований, а также для клинического применения», — говорит профессор Оле Андреассен из Центра прецизионной психиатрии при Университете Осло и ведущий исследователь.
Дальнейший анализ показал возможную роль нейронов префронтальной коры и гиппокампа мозга в биполярном расстройстве. Интересно, что исследование также показало, что в этом участвуют клетки кишечника и поджелудочной железы. Это еще больше способствует нашему пониманию биологической этиологии биполярного расстройства.
Будущий уход за пациентами
Хотя эта работа не оказывает немедленного влияния на уход за пациентами, в долгосрочной перспективе существует ряд возможностей. «Биологические выводы из этого исследования могут проложить путь к разработке улучшенных методов лечения, более ранних вмешательств и подходов точной медицины. Получение информации о биологических факторах риска биполярного расстройства также может помочь врачам в принятии решений относительно более эффективного управления этим состоянием», — утверждает Андреассен.
Исследование связало 36 ключевых генов с биполярным расстройством, которые теперь могут быть приоритетными в ряде экспериментов, чтобы раскрыть биологические механизмы, посредством которых эти гены связаны с биполярным расстройством. Эти гены также могут быть использованы в экспериментах по исследованию новых лекарственных мишеней и разработке лекарств для биполярного расстройства.
Это исследование является крупнейшим на сегодняшний день полногеномным исследованием биполярного расстройства, в котором анализируются данные европейцев, восточноазиатов, афроамериканцев и латиноамериканцев.
«Это исследование было бы невозможно без совместных усилий ученых по всему миру, позволивших изучить сотни тысяч последовательностей ДНК. За анализ отвечала сильная команда молодых исследователей, и это имело решающее значение для успеха проекта», — говорит О'Коннелл.