Исследование показало, что стресс в раннем возрасте по-разному изменяет метаболизм мозга у самцов и самок мышей
Ранний стресс жизни (ELS) может иметь долгосрочные последствия для психического здоровья, увеличивая риск развития тревожных расстройств и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Важно отметить, что женщины непропорционально чаще страдают от ПТСР, что подчеркивает необходимость понимания того, как биологический пол влияет на реакцию на травму.
Исследование , опубликованное в журнале Communications Biology , с помощью инструментов машинного обучения выявило поразительные различия в том, как мужчины и женщины реагируют на стресс, как в поведении, так и в метаболизме мозга и регуляции гормонов стресса.
Детский стресс, такой как пренебрежение или невзгоды, является известным фактором риска развития психических расстройств в более позднем возрасте. Исследователи из Института психиатрии Макса Планка (MPI) в Мюнхене под руководством Йори Бордеса и Матиаса Шмидта использовали мышиную модель ELS, чтобы изучить, как она влияет на обучение страху и память у мужчин и женщин.
Они обнаружили, что ELS приводит к усилению реакции страха, разной у мужчин и женщин: мужчины демонстрируют пассивные стратегии преодоления страха (замирание), в то время как женщины демонстрируют активные стратегии преодоления страха (броски или поведение, похожее на побег). ELS влияет на мужчин и женщин в разное время, при этом женщины испытывают более острые эффекты, а мужчины переносят более длительные изменения. У женщин наблюдается повышенный уровень гормона стресса (кортикостерона) сразу после воздействия стресса в раннем возрасте, тогда как у мужчин этого не происходит.
Исследователи также изучили метаболические процессы в областях мозга, связанных со страхом и стрессом, включая миндалевидное тело и гиппокамп. Они обнаружили зависящие от пола и стресса изменения в метаболизме мозга : ELS запускал зависящие от пола изменения в критических метаболических путях, процессах, необходимых для производства энергии , восстановления ДНК и нейронной коммуникации. Эти результаты свидетельствуют о том, что ранний стресс перепрограммирует то, как мозг управляет энергией и сигнализацией, потенциально увеличивая уязвимость к психическим расстройствам в дальнейшей жизни.
Последствия для психического здоровья
«Наши результаты подчеркивают важность учета гендерных различий в нейробиологических путях, лежащих в основе травматического поведения», — говорит Бордес, ведущий автор исследования. «Эти знания могут проложить путь к разработке гендерно-специфических вмешательств для людей, которые испытали стресс в раннем возрасте».
Это исследование предоставляет важную новую информацию о сложных отношениях между ELS, сексом и страхом. Понимая эти специфичные для пола эффекты, исследователи надеются разработать более эффективные методы лечения расстройств, связанных с травмой. Потенциальные методы лечения, нацеленные на конкретные метаболические пути, могут быть адаптированы для удовлетворения различных потребностей мужчин и женщин.
«Понимая, как стресс по-разному влияет на мозг у мужчин и женщин, мы приближаемся к построению мира, в котором психиатрическая помощь будет более эффективной, справедливой и адаптированной к индивидуальным потребностям», — надеется руководитель исследовательской группы MPI Шмидт.