Когда дело доходит до рака, старение — палка о двух концах, как все больше узнают исследователи. Возраст считается самым важным фактором риска рака. Это потому, что генетические мутации накапливаются в клетках в течение многих лет и десятилетий и в конечном итоге приводят к развитию рака.
Теперь исследование ученых из Memorial Sloan Kettering Cancer Center (MSK) и их коллег дает новые доказательства того, как пожилой возраст также может быть защитой от рака. Исследование, проведенное на мышиной модели рака легких , опубликовано в Nature .
«Мы знаем, что по мере того, как люди становятся старше, у них повышается вероятность заболеть раком», — говорит первый автор исследования Сюэцянь Чжуан, доктор философии, научный сотрудник в лаборатории старшего автора исследования Туомаса Таммелы, доктора философии, в Институте Слоуна-Кеттеринга MSK. «Но многое еще неизвестно о том, как старение на самом деле меняет биологию рака».
Как и многие виды рака, рак легких диагностируется у большинства людей в возрасте около 70 лет, говорит доктор Чжуан. Но как только вам исполняется 80 или 85 лет, уровень заболеваемости снова начинает снижаться.
«Наше исследование помогает показать, почему», — добавляет она. «Стареющие клетки теряют способность к обновлению и, следовательно, к неуправляемому росту, который происходит при раке».
В целом, по словам исследователей, полученные результаты имеют два ключевых вывода.
Во-первых, они указывают на недооцененную роль железа в способности стареющих клеток к регенерации, предполагая, что методы лечения, направленные на метаболизм железа, могут быть более эффективны у молодых людей , чем у пожилых.
Во-вторых, они подчеркивают потенциальную ценность раннего вмешательства и профилактических мер, нацеленных на период, когда начинается большинство видов рака.
Способность клеток к регенерации связана с метаболизмом железа
Чтобы выяснить, почему заболеваемость раком достигает пика в начале старших лет, а затем снова начинает снижаться, исследовательская группа MSK изучила генетически модифицированную мышиную модель аденокарциномы легких — распространенного типа рака легких, на долю которого приходится около 7% всех случаев смерти от рака во всем мире.
Одной из проблем, затрудняющих изучение старения в лабораторных моделях, является то, что мышам требуется два года, чтобы достичь возраста, эквивалентного 65–70 годам у людей, что делает эксперименты длительным и ресурсоемким мероприятием.
Но для исследователей MSK усилия того стоили. Ученые обнаружили, что по мере взросления мышей они вырабатывают больше белка NUPR1. Больше NUPR1 заставляет клетки в легких функционировать так, как будто они испытывают дефицит железа .
«В стареющих клетках на самом деле больше железа, но по причинам, которые мы пока не до конца понимаем, они функционируют так, как будто им его не хватает», — говорит доктор Чжуан.
Поскольку клетки у старых мышей функционировали так, как будто им не хватало железа, они потеряли часть своей способности к регенерации. И поскольку эта способность к регенерации напрямую связана с ростом рака, у старых мышей развивалось гораздо меньше опухолей, чем у их молодых сородичей.
Интересно, что этот эффект можно было обратить вспять, дав старым мышам дополнительное количество железа или уменьшив количество NUPR1 в их клетках.
«Мы считаем, что это открытие может иметь немедленный потенциал для помощи людям», — говорит доктор Таммела. «Сейчас миллионы людей, особенно после пандемии COVID-19, живут с недостаточной функцией легких, потому что их легкие не полностью восстановились после инфекции или по какой-то другой причине. Наши эксперименты на мышах показали, что введение железа может помочь легким восстановиться, и у нас есть действительно хорошие способы доставки лекарств непосредственно в легкие — например, ингаляторы от астмы».
Но здесь также вступает в игру обоюдоострый характер открытия. Восстанавливая способность клеток в легких к регенерации, мы также увеличиваем способность ткани к развитию рака, показало исследование.
«Поэтому такой подход может не подойти людям с высоким риском развития рака», — добавляет он.
Пациенты пожилого и молодого возраста могут по-разному реагировать на лечение, направленное на метаболизм железа.
Результаты работы команды также имеют важное значение для терапии, основанной на типе клеточной смерти, называемом ферроптозом, который вызывается железом. Ферроптоз был открыт в 2012 году, и существует ряд низкомолекулярных соединений, вызывающих ферроптоз, а также препаратов, ранее одобренных FDA, которые исследуются на предмет их способности убивать раковые клетки.
Исследователи обнаружили, что старые клетки гораздо более устойчивы к ферроптозу, чем молодые, поскольку они функционируют так, как будто у них недостаточно железа. Это означает, что методы лечения, нацеленные на ферроптоз, могут быть не столь эффективны у пожилых пациентов, как у молодых.
«Одной из вещей, которую мы продемонстрировали, исследуя всю эту биологию железа, является то, что ферроптоз подавляет рост опухолей, как все и подозревали, но гораздо более выражено у молодых животных», — говорит доктор Таммела.
Доктор Чжуан добавляет: «Для нас это означает, что поскольку биология клеток меняется с возрастом, чувствительность к препаратам также меняется. Поэтому врачам, возможно, придется быть очень осторожными в клинических испытаниях , например, чтобы рассмотреть эффекты как у пожилых, так и у молодых пациентов».
Для доктора Таммелы это исследование в конечном итоге принесло еще более важный вывод.
«Наши данные говорят о том, что с точки зрения профилактики рака события, которые происходят в молодости, вероятно, гораздо опаснее событий, которые происходят позже», — говорит он. «Поэтому предотвращение курения, загара или других очевидных канцерогенных воздействий среди молодых людей, вероятно, даже важнее, чем мы думали».


















Спасибо за интересное исследование! Всегда думала, что старение только увеличивает риск, а теперь вижу, что это не так однозначно.
Удивительно, как наши знания о раке продолжают развиваться. Мне всегда казалось, что с возрастом мы становимся более уязвимыми.
А какие меры можно предпринять, чтобы снизить риск рака даже в пожилом возрасте? Буду рада услышать советы!
У меня в семье были случаи рака, и я всегда боялся, что возраст только усугубит ситуацию. Теперь кажется, что есть надежда.
Очень ценно, что вы делитесь такими исследованиями! Это вдохновляет меня заботиться о своем здоровье.
Интересно, а каковы механизмы, которые снижает риск рака у пожилых людей? Есть ли объяснения?
Я заметила, что многие пожилые люди ведут активный образ жизни, и это может быть фактором, который снижает риск. Ваше мнение?
Спасибо за статью! Я всегда думал, что старость — это только болезни и недуги, но, похоже, это не совсем так.
Как хорошо, что наука делает шаги к пониманию таких сложных вопросов! Это вселяет надежду.
Я бы хотел узнать больше о том, как генетика и образ жизни влияют на риск рака с возрастом.
Очень познавательно! Все-таки важно следить за своим здоровьем на протяжении всей жизни.
Хочется узнать, какие исследования ещё проводятся в этой области. Надеюсь, будут новые открытия!
Я всегда верила, что позитивный настрой и активная жизнь влияют на здоровье. Эта статья подтверждает мои мысли!
Благодарю за информацию! Возможно, стоит переосмыслить свои взгляды на старение и здоровье.