Клопидогрель превосходит аспирин в восстановлении после операции на сердце
Исследователи из 37 центров в Южной Корее обнаружили, что у пациентов, принимавших клопидогрель после чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ), наблюдались более низкие показатели как тромботических, так и кровотечений, чем у тех, кто принимал аспирин. Преимущества клопидогреля оставались постоянными независимо от высокого риска кровотечения (HBR) или сложного ЧКВ.
ЧКВ (также называемая коронарной ангиопластикой ) — это лечение, обычно включающее стентирование, для открытия артерии, заблокированной скоплением бляшек, или для устранения закупорок после сердечного приступа. Сложное ЧКВ может включать имплантацию трех или более стентов.
Пациенты с ГБН и пациенты, перенесшие сложные процедуры ЧКВ, представляют собой сложную группу пациентов с повышенным риском образования тромбов и кровотечений.
Текущие руководства рекомендуют оценивать кровоток (ишемический риск) и риски кровотечения при назначении антиагрегантной терапии пациентам после ЧКВ. Хотя аспирин традиционно является стандартным антиагрегантным средством, недавние исследования показывают, что ингибиторы P2Y12, такие как клопидогрель , могут быть более эффективными для долгосрочной вторичной профилактики.
В ретроспективном анализе расширенного исследования HOST-EXAM «Длительное применение аспирина и клопидогреля после коронарного стентирования по риску кровотечения и сложности процедуры», опубликованном в журнале JAMA Cardiology , исследователи сравнили долгосрочные результаты применения клопидогреля и аспирина у пациентов с различным риском кровотечения и сложностью процедуры.
Анализ включал 3974 стабилизированных пациентов из 37 центров в Южной Корее. Участники, все без событий в течение 6-18 месяцев после ЧКВ, были рандомизированы 1:1 для приема клопидогреля (75 мг в день) или аспирина (100 мг в день). Подгруппы были классифицированы на основе статуса HBR и сложности ЧКВ.
Первичными конечными точками исследования были тромботические комбинированные события (включая сердечно-сосудистую смерть, нефатальный инфаркт миокарда, ишемический инсульт , повторную госпитализацию с острым коронарным синдромом, свертывание крови (тромбоз стента) и кровотечения).
Среди 3974 участников (средний возраст 63,4 года; 74,9% мужчин) у 21,8% был выявлен HBR, а 21,4% перенесли сложное ЧКВ.
Клопидогрель значительно снизил частоту тромботических сложных событий по сравнению с аспирином как в группах с HBR, так и без HBR (HR: 0,75 для HBR; 0,62 для без HBR), а также в группах как сложного, так и несложного ЧКВ (HR: 0,49 для сложного ЧКВ; 0,74 для несложного ЧКВ).
Риск кровотечения также был ниже при применении клопидогреля, чем аспирина, независимо от статуса HBR (HR: 0,82 для HBR; 0,58 для не-HBR) или сложности ЧКВ (HR: 0,79 для сложного ЧКВ; 0,68 для несложного ЧКВ).
Наиболее выраженное снижение риска наблюдалось у пациентов как с HBR, так и с комплексным PCI при применении клопидогреля.
Не было выявлено значимого взаимодействия между эффектами лечения и наличием осложнений HBR или PCI, что указывает на то, что превосходство клопидогреля было одинаковым во всех подгруппах.
Этот пост-экспериментальный анализ подтверждает, что клопидогрель является предпочтительной монотерапией по сравнению с аспирином для долгосрочной вторичной профилактики у стабилизированных пациентов с ЧКВ. Результаты совпадают при различных уровнях сложности процедуры и риска кровотечения, что позволяет предположить, что клопидогрель может предложить более широкие преимущества для пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний в период хронической поддержки.