Для выявления и отслеживания изменений в мозге, связанных с кровеносными сосудами, которые способствуют когнитивным нарушениям и слабоумию, исследователи и врачи обычно полагаются на МРТ для оценки «нисходящих» биологических маркеров — тех, что находятся в конце каскада событий. Но многоцентровое исследование под руководством исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе может привести к экономически эффективному анализу крови для выявления изменений, происходящих вблизи вершины цепи, потенциально выявляя пациентов из группы риска на более ранней стадии.
«Мы изучили белок в крови, который имеет решающее значение для формирования кровеносных сосудов , но который также, по-видимому, играет роль в проницаемости сосудов, связанной со снижением когнитивных способностей», — сказал Джейсон Хинман, доктор медицины, доктор философии, сосудистый невролог в UCLA Health, временно исполняющий обязанности содиректора Центра Мэри С. Истон по исследованию и лечению болезни Альцгеймера при Медицинской школе Дэвида Геффена в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
«Оценивая данные большой группы пациентов с различными профилями сосудистого риска и когнитивными функциями от неизмененных до легкой степени деменции, мы обнаружили, что уровни этого белка в плазме, плацентарного фактора роста (PlGF), потенциально могут использоваться в качестве биомаркера для скрининга и мониторинга когнитивных нарушений и деменции».
Хинман — старший автор статьи в журнале Alzheimer\’s & Dementia .
Дисфункциональные клетки, выстилающие кровеносные сосуды в мозге, все чаще признаются ключевым фактором процессов, приводящих к заболеванию мелких церебральных сосудов (CSVD), которое является основным фактором снижения когнитивных способностей и слабоумия. Считается, что протекающие сосуды позволяют жидкости и воспалительным молекулам просачиваться в мозговую ткань .
CSVD обычно диагностируется с помощью дорогостоящей МРТ головного мозга, где области сосудистого повреждения мозга проявляются в виде ярких пятен на клинических последовательностях МРТ — так называемых гиперинтенсивностей белого вещества , или WMH. WMH и другие структурные изменения являются поздними маркерами сосудистого повреждения мозга.
Исследователи изучили возможные связи, включающие несколько факторов: уровень PlGF в плазме, высокочувствительный метод измерения накопления жидкости в мозге с помощью МРТ, называемый свободной водой белого вещества (FW), гиперинтенсивность белого вещества и баллы пациентов по результатам когнитивных тестов.
Результаты согласуются с моделями, предполагающими, что повышенный уровень PlGF увеличивает проницаемость сосудов , что приводит к накоплению жидкости в белом веществе мозга, развитию гиперинтенсивности белого вещества и последующему нарушению когнитивных функций.
«В качестве биомаркера церебрального заболевания мелких сосудов и сосудистого вклада в когнитивные нарушения и деменцию (VCID) PlGF может использоваться в качестве экономически эффективного инструмента скрининга для выявления пациентов с риском сосудистого поражения головного мозга до наступления постепенного снижения когнитивных функций», — сказал первый автор Кайл Керн, доктор медицины, сосудистый невролог в UCLA Health и научный сотрудник в Школе медицины Дэвида Геффена в UCLA.
«Такой инструмент, как простой анализ крови, будет полезен не только для пациентов и врачей, но и для исследователей, отбирающих пациентов для клинических испытаний», — сказал он.
Исследование было проведено исследователями, участвующими в MarkVCID, многоцентровом консорциуме, созданном для проверки кандидатов на биомаркеры ЦСЗВ путем набора участников из различных расовых и этнических групп, с различными сосудистыми факторами риска и всем спектром когнитивных нарушений . Участники были в возрасте 55 лет и старше и прошли МРТ головного мозга и анализы крови на уровень PlGF.
Авторы заявили, что, хотя многоцентровой дизайн исследования и большая, разнообразная выборка подтверждают использование PlGF в качестве биомаркера, необходимы дополнительные продольные исследования, чтобы сделать выводы о причинно-следственной связи и временных рамках взаимосвязей между PlGF, FW, WMH и когнитивными функциями.
В идеале PlGF можно было бы использовать для скрининга более молодых групп населения, для которых доступные в настоящее время методы лечения и изменения образа жизни могут предотвратить или обратить вспять пагубные последствия сосудистых повреждений до наступления когнитивной дисфункции. Исследовательская группа набирает пациентов для будущих исследований.


















Этот подход к выявлению деменции кажется действительно многообещающим! Надеюсь, скоро появятся практические решения для ранней диагностики.
Интересно, как именно будет работать этот анализ крови. Есть ли уже какие-то результаты?
Я сталкивалась с деменцией в семье, и мне не терпится увидеть, как этот биомаркер изменит ситуацию для будущих поколений.
Благодарю за информацию! Надеюсь, что подобные исследования приведут к более раннему и эффективному лечению.
Замечательная статья! Этот биомаркер может стать настоящим прорывом в медицине.
Вопрос: сколько времени может пройти до внедрения этого анализа в клиническую практику?
Я бы хотела узнать больше о том, какие именно изменения будут отслеживаться в крови.
Надеюсь, что такие исследования получат достаточное финансирование и поддержку!
Прочитала с большим интересом. Это может кардинально изменить подход к диагностике деменции.
Есть ли информация о том, как часто нужно будет делать этот анализ?
Эмоции переполняют, когда читаешь о таких исследованиях. Это вселяет надежду!
Этот биомаркер может стать настоящим спасением для многих людей. Ожидаю новых новостей по этой теме.
Благодарю за актуальную информацию! Надеюсь, что результаты будут обнадеживающими.
Возможно ли, что анализ крови будет доступен не только в крупных городах, но и в регионах?
Я работаю в сфере медицины и вижу, насколько важна такая диагностика. Спасибо за статью!
Интересно, какие другие болезни можно будет выявлять с помощью анализа крови в будущем.
Если это действительно сработает, то это изменит жизни многих людей.
Я был бы рад узнать, какие факторы риска будут определяться с помощью этого анализа.
У меня есть родственники с деменцией, и эта информация действительно важна для нашей семьи.
Надеюсь, что благодаря таким исследованиям мы сможем разобраться с деменцией и другими неврологическими заболеваниями.