Лечение СДВГ у взрослых: комплексное исследование сравнивает стимуляторы, атомоксетин и немедикаментозные методы лечения
По данным исследования, проведенного кафедрой психиатрии Оксфордского университета в больнице Уорнефорд, стимуляторы и атомоксетин являются единственными эффективными средствами для уменьшения краткосрочных симптомов СДВГ у взрослых, однако данные об их долгосрочных результатах и улучшении качества жизни ограничены.
По данным CDC, примерно 2–5 % взрослых испытывают симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), такие как невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Широкий диапазон оценок отражает ограниченные или отсутствующие данные отслеживания СДВГ на национальном уровне.
Продолжающиеся дебаты сосредоточены на том, могут ли фармакологические и нефармакологические вмешательства эффективно управлять долгосрочными результатами. Существующие руководства подчеркивают важность медикаментозного лечения, но предлагают нефармакологическую поддержку, если лекарства плохо переносятся или если сложно соблюдать режим лечения.
Хотя фармакологические методы лечения, такие как стимуляторы и нестимуляторы, такие как атомоксетин, являются краеугольным камнем лечения взрослых, опасения по поводу переносимости и побочных эффектов привели к повышению интереса к нефармакологическим методам лечения.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), осознанность и нейростимуляция входят в число ведущих нефармакологических методов лечения. Эти альтернативы не имеют надежных сравнительных данных, особенно в отношении их эффективности по сравнению с устоявшимися фармакологическими методами лечения.
В статье под названием «Сравнительная эффективность и приемлемость фармакологических, психологических и нейростимулирующих вмешательств при СДВГ у взрослых: систематический обзор и метаанализ компонентной сети», опубликованной в журнале The Lancet Psychiatry , исследователи оценили результаты фармакологических, психологических и нейростимулирующих вмешательств.
Исследователи провели поиск в нескольких базах данных и включили 113 рандомизированных контролируемых испытаний, в которых приняли участие в общей сложности 14 887 человек, с продолжительностью приема лекарств не менее одной недели и несколькими сеансами психологической терапии. Фармакологическая терапия включала стимуляторы, атомоксетин, бупропион, клонидин, гуанфацин, модафинил и вилоксазин.
Нефармакологические стратегии включали психотерапию, такую как когнитивно-поведенческая терапия и осознанность, а также нейростимулирующие подходы, такие как транскраниальная стимуляция постоянным током.
Стандартизированные средние различия были рассчитаны для тяжести основных симптомов СДВГ, как по самооценке, так и по оценке врача. Результаты были отсортированы по временным точкам до 52 недель и проверены на приемлемость, измеренную по прекращению лечения по любой причине. Вторичные результаты включали эмоциональную дисрегуляцию, исполнительную дисфункцию и качество жизни.
Стимуляторы и атомоксетин продемонстрировали наивысшую эффективность в снижении симптомов СДВГ на 12 неделе, что подтверждается как самооценкой (-0,39), так и шкалой, сообщенной клиницистами (-0,61). Атомоксетин также показал хорошие результаты, хотя и немного хуже, чем стимуляторы (-0,38 и -0,51) по всем шкалам.
Такие вмешательства, как КПТ и осознанность, выявили интригующий разрыв между врачами и пациентами. По оценкам врачей оба метода лечения были эффективнее плацебо, но не по самооценкам.
Нефармакологические методы лечения в исследованиях не могли быть полностью ослеплены, что потенциально вносило предвзятость, приводящую к несоответствию в сообщаемых результатах. Хотя неясно, какой из них — если не оба — внес предвзятость, контраст с согласием, наблюдаемым в ослепленных версиях, является прекрасным примером того, почему устранение предвзятости является таким важным аспектом исследования, когда это возможно.
Большинство вмешательств были сопоставимы с плацебо по прекращению приема по любой причине (включая отсутствие эффективности, побочные эффекты, личные предпочтения или другие факторы), за исключением атомоксетина (OR 1,43) и гуанфацина (OR 3,70), которые были оценены как менее приемлемые из-за более высоких показателей прекращения приема. Атомоксетин, гуанфацин и модафинил имели более высокие показатели прекращения приема, чем плацебо, особенно из-за побочных эффектов.
Доказательства за пределами 12 недель были скудными, только пять испытаний предоставили данные за 52 недели. КПТ, нейробиоуправление и релаксационная терапия показали некоторую эффективность в снижении симптомов в долгосрочной перспективе, хотя небольшие размеры выборки ограничивали уверенность в результатах.
Стимуляторы были единственным вмешательством, показывающим небольшие или умеренные преимущества эмоциональной дисрегуляции на 12 и 52 неделях. Ни одно вмешательство не продемонстрировало эффективности в отношении исполнительной дисфункции, и ни одно из них не улучшило качество жизни.
В этом обзоре представлено наиболее полное на сегодняшний день исследование вмешательств при СДВГ у взрослых, и, к сожалению, оно свидетельствует о том, что все еще существует огромная неудовлетворенная потребность, требующая решения.