Взаимодействие квартета факторов — пола, семейного положения, образования и расы — связано с 18-летним разрывом в продолжительности жизни граждан США, и хотя ни один из факторов не является более влиятельным, чем любой другой, чем больше у человека этих влиятельных факторов, тем выше риск его ранней смерти, говорится в исследовании, опубликованном в журнале открытого доступа BMJ Open .
Однако простая система оценок, основанная на этих характеристиках, может помочь преодолеть эту сложность и выявить тех, кто находится в группе наибольшего риска, утверждают исследователи.
Индивидуальные риски и генетические факторы частично объясняют различия в здоровье и смерти, но данные все больше указывают на роль социальных детерминант — условий, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, — в формировании здоровья, объясняют исследователи.
Однако когда речь идет о выявлении групп с высоким риском ранней смерти, использование только одного из этих факторов часто скрывает значительное неравенство в продолжительности жизни внутри этих групп, а различные факторы по-разному влияют на здоровье, что затрудняет выявление человека из группы риска, добавляют они.
Чтобы лучше понять, как эти неравенства взаимодействуют друг с другом, и точнее выявить людей с высоким риском ранней смерти по всем и конкретным причинам, исследователи рассмотрели различия в продолжительности жизни, связанные с четырьмя ключевыми социальными детерминантами, с целью разработки системы оценок.
Они извлекли информацию о зарегистрированных случаях смерти и численности населения из национальной статистики и данных переписи населения за период 2015–2019 годов, чтобы проанализировать потенциальное влияние всех комбинаций пола, расы, семейного положения и уровня образования на риск ранней смерти — всего 54 различных группы.
Они включили 12 конкретных причин смерти, представляющих 11 основных причин смерти в США, включая убийства, а также рак легких, молочной железы, простаты и другие виды рака.
Окончательный анализ основан на частичной продолжительности жизни — годах, прожитых в возрасте от 30 до 80 лет. Он выявил очень большие различия между 54 группами, при этом разница между группами с самой короткой и самой длинной частичной продолжительностью жизни составила 18 лет.
Например, белые мужчины с дипломом средней школы или ниже, которые никогда не были женаты, имеют самую короткую частичную продолжительность жизни — 37 лет. На другом конце шкалы белые замужние женщины с университетским дипломом могут рассчитывать на 55 лет частичной продолжительности жизни.
Однако исследователи обнаружили, что ни один из факторов не давал явного преимущества всем людям в равной степени.
Например, у белых женатых мужчин с университетским образованием частичная продолжительность жизни составляет 52 года, что выше, чем у 81% всех женских групп (22 из 27). Аналогично, некоторые группы с низким уровнем образования живут дольше, чем группы с высоким уровнем образования.
А у замужних латиноамериканских женщин, имеющих образование на уровне средней школы или ниже, частичная продолжительность жизни составляет 51 год, что выше, чем в 44% групп, имеющих университетское образование (восемь из 18).
А характеристика, которая сокращает частичную продолжительность жизни, может быть компенсирована характеристикой, которая ее увеличивает, и наоборот, утверждают исследователи.
Например, образование на уровне средней школы или ниже сокращает частичную продолжительность жизни почти на четыре года, но замужняя женщина увеличивает ее почти на пять лет, в результате чего продолжительность жизни замужних женщин с таким уровнем образования превышает общенациональный уровень.
И хотя наличие университетского диплома увеличивает частичную продолжительность жизни почти на четыре года, отсутствие брака и мужской пол сокращают ее почти на пять лет, что делает ее ниже общенационального уровня.
На основании этих результатов исследователи разработали систему оценок от -10 до максимум 8 для выявления групп с высоким риском ранней смерти по четырем социальным детерминантам здоровья.
Если вы женщина (оценка 4), замужем (0), белая (1) и имеете образование на уровне средней школы или ниже (−5), то общий балл равен 0. Около половины из 54 групп набирают 0 или выше, а почти каждая пятая (19%) — −5 или ниже.
Хотя не все люди в группах с низкими показателями умрут рано, люди в этих группах могут подвергаться повышенному риску, и поэтому им может потребоваться больше медицинских или санитарных вмешательств, объясняют исследователи.
Брак и более высокий уровень образования — две характеристики, которые всегда дают меньший риск, но градиент не так очевиден для расы. Некоторые конкретные причины смерти, такие как самоубийство, непреднамеренные травмы, хронические заболевания легких и рак легких, больше влияют на белых, в то время как другие, такие как заболевания печени, больше влияют на латиноамериканцев.
Большинство причин смерти, как правило, негативно влияют на чернокожих по всем направлениям. И женщины, как правило, имеют преимущество в выживании по сравнению с мужчинами по всем причинам смерти, за исключением других видов рака и болезни Альцгеймера.
Однако различные социальные детерминанты здоровья по-разному влияют на каждую причину смерти, в результате чего причины смерти, способствующие неблагоприятному показателю смертности, различаются в 54 группах, даже если общий балл одинаков, обнаружили исследователи.
Например, белые женщины, ранее состоявшие в браке и имеющие среднее или ниже образование, подвергаются высокому риску смерти от рака легких, других видов рака, хронических заболеваний легких , болезни Альцгеймера, заболеваний почек, а также гриппа и пневмонии.
А чернокожие мужчины, которые никогда не были женаты и имеют высшее образование, подвержены более высокому риску смерти от болезней сердца, рака простаты, цереброваскулярных заболеваний, диабета, болезней почек и убийства. Обе эти группы имеют общий показатель риска −3.
Исследователи признают, что система подсчета баллов может чрезмерно упрощать основные факторы, лежащие в основе игры. Семейное положение также подвержено изменениям. А включение большего количества характеристик, таких как доход, место проживания, факторы окружающей среды, доступ к здравоохранению или образ жизни, может повысить точность системы подсчета баллов, предполагают они.
Но они, тем не менее, приходят к выводу: «Существует сложное взаимодействие между социальными и индивидуальными детерминантами здоровья, при этом ни одна из детерминант не объясняет все наблюдаемые изменения продолжительности жизни».
«Наличие одной характеристики, связанной с более высокой смертностью, часто не является достаточным критерием для отнесения к группе высокого риска смертности, но риск увеличивается с количеством таких характеристик. Кроме того, не все проанализированные социальные детерминанты здоровья имеют одинаковую степень влияния на продолжительность жизни и смертность».
Спасибо за интересную статью! Важно понимать, как эти факторы влияют на наше здоровье и жизнь в целом.
Удивительно, как много факторов могут влиять на продолжительность жизни. Я всегда думал, что это в основном генетика.
Это действительно шокирующая информация. Как можно изменить ситуацию, чтобы продлить жизнь людям с неблагоприятными условиями?
Вопрос: а как же социальные условия и доступ к медицине? Они тоже влияют на продолжительность жизни, не так ли?
Этот разрыв в продолжительности жизни меня очень беспокоит. Я надеюсь, что общество начнет больше обращать на это внимание.
Я работаю в сфере здравоохранения и вижу, как важна профилактика. Нужно больше инвестировать в образование и здоровье.
Благодарю за статью! Я бы хотела узнать больше о том, как эти факторы влияют на разные группы населения.
У меня есть личный опыт: я рос в неблагополучной семье и видел, как это влияет на здоровье. Надеюсь, статьи помогут людям понять это.
Интересно, а как в других странах обстоят дела с продолжительностью жизни? Есть ли аналогичные исследования?
Я считаю, что образование — ключ к улучшению ситуации. Чем больше люди знают, тем лучше они заботятся о своем здоровье.
Я бы хотела, чтобы больше людей были осведомлены о влиянии этих факторов. Это важно для будущих поколений.
Вопрос: какие меры могут быть предприняты на уровне государства, чтобы снизить этот разрыв в продолжительности жизни?
У меня есть семья с низким уровнем образования, и я вижу, как это отражается на их здоровье. Статья действительно резонирует со мной.
Спасибо за информацию! Мы часто не задумываемся о том, как много факторов влияет на нашу жизнь.
Это исследование поднимает важные вопросы о социальной справедливости. Надеюсь, на это обратят внимание власти.
Разрыв в продолжительности жизни — это не только статистика, это человеческие судьбы. Надо что-то с этим делать!
Я считаю, что нужно менять систему, чтобы у всех был равный доступ к образованию и медицинским услугам.
Вопрос: есть ли примеры стран, где удалось сократить разрыв в продолжительности жизни? Как им это удалось?
Статья заставляет задуматься о том, что нам действительно нужно больше заботиться о своем здоровье и образовании.
Я рад, что такие темы поднимаются. Они важны для нашего общества и будущих поколений.