Младенцы младше 1 года могут объединять простые концепции в сложные идеи, что показывает, что креативность начинается в младенчестве. Согласно новому исследованию в Университете Бирмингема в Великобритании и Центрально-Европейском университете (CEU) в Австрии, младенцы не только способны к творческому мышлению задолго до того, как начинают говорить, но и этот тип мышления может быть необходим для овладения языком.

В исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences , исследователи намеревались изучить истоки человеческого творчества и продуктивного мышления, чтобы попытаться выяснить, как люди приходят к совершенно новым мыслям и идеям. Основной механизм для этого — взять знакомые концепции и объединить их в новые структуры, но мало что известно о том, как рано в жизни можно использовать эти способности.

Исследователи обнаружили, что младенцы способны очень быстро усваивать новые слова, описывающие небольшие величины (впечатляющее достижение), и спонтанно сочетать их со знакомыми словами, чтобы полностью понять фразу.

Ведущий исследователь, доктор Барбара Помеховска, провела исследование, будучи постдокторантом в Центрально-Европейском университете (CEU). Сейчас она доцент в Школе психологии Бирмингемского университета в Великобритании.

Доктор Помеховска сказала: «Человеческое творчество не имеет границ: оно привело нас на Луну и позволило нам лечить смертельные болезни, но, несмотря на его важность, мы пока не знаем, когда и как появляется эта впечатляющая способность объединять идеи и изобретать новое. Это исследование показывает, что мы должны вернуться к началу усвоения языка , чтобы решить эту головоломку».

В исследовании ученые работали с группой из 60 младенцев, все в возрасте около 12 месяцев. Они начали с обучения младенцев двум новым словам, описывающим количество: «mize», что означает «один», и «padu», что означает «два».

Затем младенцев попросили объединить эти новые числовые слова с различными названиями объектов, например, определить «уток-паду» среди выбранных изображений. Обучая новых слов для обозначения количеств, исследователи смогли проверить способность младенцев объединять понятия в реальном времени, а не просто вспоминать комбинации слов, которые они уже знали из предыдущего опыта.

Используя технологию отслеживания взгляда для наблюдения за тем, куда смотрят младенцы, исследователи смогли показать, что младенцы могут успешно совмещать две концепции, чтобы понять, о чем их спрашивают.

Доктор Агнес Ковач из Департамента когнитивных наук и Центра когнитивного развития ЦЕУ добавила: «Для младенцев эта способность объединять различные концепции, вероятно, поможет не только интерпретировать сложную языковую информацию, но и узнавать о различных аспектах физического и социального мира. Для взрослых это способность, которая помогает выйти за рамки всего, что уже было задумано, открывая разум бесконечным возможностям».