На протяжении поколений исследователи размышляли над вопросом, как и где в мозге формируется сознание. Профессор Экрем Дере из Рурского университета в Бохуме, Германия, предлагает новый подход к исследованию сознательной когнитивной обработки информации. Он выступает за определение фаз сознательных когнитивных процессов на основе поведенческих наблюдений и кривых обучения.

«Обучение часто не является постепенным процессом, а происходит скачками; можно сказать, что люди и животные время от времени испытывают внезапные озарения», — говорит он. «Вероятно, этим переживаниям предшествуют сознательные процессы».

Дере описывает свой новый подход, который может применяться как к людям, так и к животным, в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience .

Различные уровни сознания
Сознание — это не процесс «все или ничего». «Существуют разные уровни сознания, например, в зависимости от того, спим ли мы или пишем электронное письмо», — говорит Экрем Дере из Центра исследований и лечения психического здоровья в Бохуме, который также является членом Сорбоннского университета в Париже. «На верхнем конце этой градации, так сказать, мы находим сознательную когнитивную обработку информации, которая необходима для решения сложной проблемы».

Чтобы изучить нейробиологические корреляты этих процессов с помощью научных методов , человеку или животному необходимо поставить экспериментальную задачу, которую можно решить только с помощью сознательной когнитивной обработки информации — крайне важно, чтобы не было предвзятого решения.

«За долгую историю когнитивно-поведенческой психологии было разработано множество подобных задач», — говорит Дере. «Однако главная трудность заключается в том, что человек или животное не могут использовать сознательную когнитивную обработку информации на протяжении всего времени обработки » .

Момент Эврики — это отметка времени
Поэтому исследователь предлагает использовать кривые обучения, чтобы сузить фазы сознательной обработки информации с точки зрения их времени. На этих кривых производительность в определенной задаче отображается с течением времени. «Производительность обучения часто не улучшается непрерывно, а скорее скачками или поэтапно», — объясняет Дере. Это так называемое прерывистое обучение после инсайта может служить временной меткой.

«Сознательная когнитивная обработка информации должна была происходить в этот момент и, предположительно, также в секунды, предшествующие ей», — говорит психолог. «Вооружившись этими знаниями, мы можем использовать методы визуализации или электрофизиологические методы для наблюдения за мозгом во время сознательной когнитивной обработки информации, сравнивая периоды времени непосредственно перед внезапным увеличением обучения с более ранними или более поздними моментами времени во время обработки задачи».

Это позволило бы исследователям выяснить, какие механизмы и в каких областях мозг использует для сознательной обработки информации.