На протяжении поколений исследователи размышляли над вопросом, как и где в мозге формируется сознание. Профессор Экрем Дере из Рурского университета в Бохуме, Германия, предлагает новый подход к исследованию сознательной когнитивной обработки информации. Он выступает за определение фаз сознательных когнитивных процессов на основе поведенческих наблюдений и кривых обучения.
«Обучение часто не является постепенным процессом, а происходит скачками; можно сказать, что люди и животные время от времени испытывают внезапные озарения», — говорит он. «Вероятно, этим переживаниям предшествуют сознательные процессы».
Дере описывает свой новый подход, который может применяться как к людям, так и к животным, в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience .
Различные уровни сознания
Сознание — это не процесс «все или ничего». «Существуют разные уровни сознания, например, в зависимости от того, спим ли мы или пишем электронное письмо», — говорит Экрем Дере из Центра исследований и лечения психического здоровья в Бохуме, который также является членом Сорбоннского университета в Париже. «На верхнем конце этой градации, так сказать, мы находим сознательную когнитивную обработку информации, которая необходима для решения сложной проблемы».
Чтобы изучить нейробиологические корреляты этих процессов с помощью научных методов , человеку или животному необходимо поставить экспериментальную задачу, которую можно решить только с помощью сознательной когнитивной обработки информации — крайне важно, чтобы не было предвзятого решения.
«За долгую историю когнитивно-поведенческой психологии было разработано множество подобных задач», — говорит Дере. «Однако главная трудность заключается в том, что человек или животное не могут использовать сознательную когнитивную обработку информации на протяжении всего времени обработки » .
Момент Эврики — это отметка времени
Поэтому исследователь предлагает использовать кривые обучения, чтобы сузить фазы сознательной обработки информации с точки зрения их времени. На этих кривых производительность в определенной задаче отображается с течением времени. «Производительность обучения часто не улучшается непрерывно, а скорее скачками или поэтапно», — объясняет Дере. Это так называемое прерывистое обучение после инсайта может служить временной меткой.
«Сознательная когнитивная обработка информации должна была происходить в этот момент и, предположительно, также в секунды, предшествующие ей», — говорит психолог. «Вооружившись этими знаниями, мы можем использовать методы визуализации или электрофизиологические методы для наблюдения за мозгом во время сознательной когнитивной обработки информации, сравнивая периоды времени непосредственно перед внезапным увеличением обучения с более ранними или более поздними моментами времени во время обработки задачи».
Это позволило бы исследователям выяснить, какие механизмы и в каких областях мозг использует для сознательной обработки информации.
Спасибо за интересную статью! Никогда не задумывалась о сознании с такой точки зрения. Как вы думаете, можно ли применять эти методы в психотерапии?
Удивительно, как наука продолжает открывать новые горизонты! У меня есть вопрос: какие конкретные поведенческие наблюдения использует профессор Дере?
Очень познавательно! У меня был момент «эврики», когда я поняла, что осознанные действия делают меня более счастливой. Как это соотносится с исследованиями?
Спасибо за материал! Интересно, как наблюдения могут изменить наше понимание сознания. Будут ли результаты исследований доступны широкой публике?
Потрясающе! Я всегда верила, что сознание — это нечто большее, чем просто биологические процессы. Как вы считаете, можем ли мы когда-нибудь полностью понять его природу?
Интересный подход! Я сам занимаюсь нейропсихологией и иногда сталкиваюсь с подобными вопросами. Как вы думаете, что может стать следующим шагом в этом исследовании?
Спасибо за вдохновение! У меня был опыт медитации, который тоже помог развить осознанность. Есть ли упоминания о подобных практиках в исследованиях профессора Дере?
Здорово, что наука движется вперед! Интересно, как именно поведенческие наблюдения влияют на понимание когнитивных процессов. Можно ли привести примеры?
Очень интересно! Я всегда мечтала понять, как работает сознание. Надеюсь, в будущем это исследование приведет к новым открытиям в области психологии.
Спасибо за статью! У меня был случай, когда я внезапно осознал свои привычки. Это было неожиданно и очень полезно. Как это соотносится с исследованиями?
Здорово, что есть такие исследователи, как профессор Дере! Какие другие ученые работают в этой области? Я хотела бы узнать больше.
Мне кажется, что изучение сознания может помочь улучшить качество жизни многих людей. Как вы думаете, какие практические применения могут возникнуть из этих исследований?
Спасибо за статью! Я всегда интересовалась темой сознания. Есть ли возможность участвовать в подобных исследованиях, если я не являюсь ученым?
Удивительно, как наука может менять наше восприятие себя! У меня был момент «эврики», когда я осознал, как важен саморефлексии в жизни. Может быть, это связано с тем, о чем пишет профессор?
Очень интересная тема! Понимание сознания может изменить не только науку, но и общество в целом. Как вы думаете, как это повлияет на образование?
Спасибо за информацию! Я всегда думал, что сознание — это просто продукт работы мозга. Теперь думаю, что все гораздо сложнее. Как вы считаете, существуют ли другие аспекты, которые стоит изучить?
Прекрасная статья! Я изучаю философию и всегда интересовалась вопросами сознания. Есть ли у профессора Дере какие-то статьи, которые вы могли бы порекомендовать для чтения?