Исследование, опубликованное в журнале iScience, выявило важные выводы, связанные с ранними сенсомоторными особенностями и когнитивными способностями малышей, у которых позже диагностируют расстройство аутистического спектра (РАС). Исследование, проведенное Кристиной Денисовой, профессором психологии и нейронауки в аспирантуре CUNY и колледже Квинс, делает важный шаг к лучшему пониманию РАС, чтобы можно было разрабатывать более точные, индивидуально адаптированные вмешательства.

Расстройство аутистического спектра, обычно диагностируемое в возрасте от 4 до 5 лет, является нарушением нейроразвития со сложными и разнообразными проявлениями, включая нетипичную коммуникацию и ограничительные и повторяющиеся модели поведения. Более того, когнитивные способности у людей с РАС часто ниже.

Несмотря на установленную связь между более низким коэффициентом интеллекта (IQ) в младенчестве и будущим диагнозом РАС, не все дети с РАС демонстрируют более низкие когнитивные способности в младенчестве. Исследование затрагивает критический пробел в знаниях относительно ранних особенностей, которые отличают детей с различными когнитивными способностями, у которых позже развивается РАС.

Исследовательская группа изучала связь между движением и когнитивными способностями у малышей до постановки диагноза РАС, как во время сна, так и бодрствования. Исследование поставило два ключевых вопроса: демонстрируют ли дети с РАС с более низким IQ измененные движения во время сна по сравнению с детьми с более высоким IQ? Кроме того, характерны ли более низкие двигательные навыки во время бодрствования для детей с РАС с более низким IQ по сравнению с детьми с РАС с более высоким IQ?

Исследование проводилось в два этапа. В первой выборке команда изучала сенсомоторные характеристики, полученные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии сна (фМРТ) у 111 малышей с РАС. Во второй, независимой выборке, они анализировали сенсомоторное функционирование во время бодрствования у более чем 1000 малышей с РАС, классифицированных по более низким и более высоким когнитивным способностям.

Результаты показали, что у малышей с РАС и низким IQ значительно изменены сенсомоторные характеристики по сравнению с малышами с РАС и более высоким IQ. Интересно, что сенсомоторные характеристики малышей с РАС и более высоким IQ были почти неотличимы от типично развивающихся (TD) малышей. Это говорит о том, что более высокий IQ может придавать устойчивость атипичному сенсомоторному функционированию, и наоборот, что плохое сенсомоторное функционирование может быть ключевым маркером низкого IQ при детском аутизме.

Более того, исследование показало, что дети с РАС и низким IQ постоянно демонстрируют более низкие общие моторные навыки на разных возрастных этапах (6, 12, 18, 24 и 30 месяцев). Это нарушение раннего сенсомоторного обучения в критические периоды развития указывает на потенциальную уязвимость в системе управления моторикой мозга, связанную с более низкими когнитивными способностями у детей, которым позже ставят диагноз РАС.

«Последствия этих результатов имеют далеко идущие последствия», — сказала Денисова. «Они подчеркивают необходимость более точных, адаптированных вмешательств для детей с РАС, особенно с низкими когнитивными способностями . Вмешательства для детей с аутизмом с низким IQ, возможно, должны быть сосредоточены на улучшении как сенсомоторных, так и когнитивных навыков, в то время как вмешательства для детей с аутизмом с высоким IQ могут быть направлены на приоритетное использование их сильных сторон для смягчения потенциальных последствий для психического здоровья».

Денисова подчеркнула важность будущих исследований в этой области, особенно с участием малообеспеченных семей, которые сталкиваются с препятствиями в доступе к услугам раннего вмешательства.

Это исследование стало возможным благодаря поддержке Национального института психического здоровья Национальных институтов здравоохранения. Исследования в лаборатории Денисовой также поддерживаются Инициативой по исследованию аутизма Фонда Саймонса и стартовыми фондами факультета.