Музыка — мощный инструмент передачи настроения, будь то живое выступление или саундтрек к фильму, что делает её эффективным средством для понимания того, как люди распознают эмоции и реагируют на них. Исследования показали, что дети в возрасте от 5 до 11 лет демонстрируют более высокую точность распознавания конкретных эмоций в музыке.
Однако исследования распознавания эмоций в музыке среди людей с чертами, связанными с «бессердечно-безэмоциональным» поведением, такими как отсутствие эмпатии, чувства вины или открытого выражения чувств, отсутствуют. Это важно, поскольку дети с более выраженными этими чертами подвержены более высокому риску агрессии, нарушения правил и психопатологического поведения.
Исследователи с кафедры психологии Школы искусств и наук Пенсильванского университета изучили, насколько хорошо 144 ребенка в возрасте от 3 до 5 лет из Филадельфии распознавали счастье, грусть, спокойствие или страх в 5-секундных музыкальных клипах.
Они обнаружили, что дети могут распознавать эмоции с точностью, превышающей случайную выборку, и с возрастом результаты улучшаются. Кроме того, они обнаружили, что дети, чьи родители дали им более высокие оценки по бессердечно-безэмоциональным чертам, в целом хуже распознают эмоции в музыке, но им не было сложнее распознавать музыку, вызывающую страх. Эти результаты опубликованы в журнале Child Development .
«Мы показали, что дети хорошо сопоставляют эмоции на лицах с «правильной» музыкой, даже в возрасте трёх лет», — говорит доцент Ребекка Уоллер, соавтор исследования, совместно с бывшим научным сотрудником MindCORE Ристой К. Плейтом. «Это подчёркивает, насколько важна музыка, особенно в процессе социализации эмоций и обучения социальным навыкам, а также для детей, которые, возможно, ещё учатся выражать свои эмоции вербально».
По словам Уоллера, это первое исследование, изучающее, испытывают ли дети с более высокими показателями бесчувственности и бесчувственности трудности с распознаванием музыки. Яэль Пас, научный сотрудник лаборатории EDEN Уоллера и соавтор исследования вместе с Синди Сан, которая на момент проведения исследования училась на бакалавриате Пенсильванского университета, отмечает, что одним из самых интересных результатов являются различия в распознавании эмоций, связанных с музыкой, по сравнению с распознаванием эмоций, связанных с выражением лица.
Уоллер отмечает, что предыдущие исследования её лаборатории и других авторов показывают, что дети с более высокими показателями бесчувственности и бесчувственности испытывают больше трудностей при распознавании стресса по выражениям лица. Поэтому авторы предположили, что детям с более высокими показателями бесчувственности и бесчувственности будет сложнее распознавать пугающую музыку.
Пас говорит, что исследователи были удивлены, обнаружив, что дети с более выраженными этими чертами так же хорошо распознают страх, что позволяет предположить, что музыка может быть уникально подходящим инструментом для распознавания эмоций . Она рассматривает музыку как альтернативный способ восприятия для детей, которым сложно понимать эмоции людей по выражению лица или другим визуальным сигналам.
Это исследование было проведено на выборке детей с низким общим уровнем бесчувственности и безэмоциональности, и авторы отмечают, что будущее направление исследований — воспроизведение их работы среди детей, направленных из клиники, где наблюдается более высокий уровень бесчувственности и безэмоциональности. Уоллер говорит, что ещё один интересный вопрос, который предстоит изучить, — это то, какие факторы, такие как генетика или жизненный опыт, объясняют различия в способности детей распознавать эмоции в музыке.
«Мы рады продолжать использовать музыку как парадигму для понимания глубинных механизмов и как средство лечения», — говорит она. «Музыка может вызывать сильные эмоции, что может быть особенно полезно для этой подгруппы детей».


















Спасибо за интересную статью! Меня всегда удивляло, как дети могут чувствовать музыку на таком глубоком уровне. Есть ли исследования о том, как это влияет на их эмоциональное развитие?
Интересно, что дети могут различать эмоции в музыке. Я помню, как мой сын в 6 лет реагировал на разные мелодии — с одной он танцевал, а на другую начинал грустить. Это действительно работает!
Спасибо за информацию! Я заметила, что моя дочь часто просит включить ей «радостные» песни. Как вы думаете, это может помочь ей в развитии эмоционального интеллекта?
Замечательная статья! Мне кажется, что музыка — это отличный способ для детей научиться выражать свои эмоции. У кого-то есть опыт использования музыки в образовательных целях?
Очень познавательно! У меня есть вопрос: как именно дети различают эмоции в музыке? Есть ли у них какие-то механизмы, которые позволяют это делать?
Спасибо за статью! Я всегда считал, что музыка развивает детей, но не знал, что они могут распознавать эмоции. Это открытие для меня!
Интересно, как музыка может влиять на эмоции детей. Я заметила, что у моего племянника есть предпочтения к определённым жанрам, которые отражают его настроение. Это нормальное явление?
Спасибо за вашу работу! Я считаю, что важно развивать музыкальные навыки у детей, чтобы они могли лучше понимать свои эмоции. Есть ли примеры успешных программ?
Здорово, что вы подняли эту тему! Я сам музыкант и заметил, как мои ученики реагируют на разные эмоции в музыке. Это невероятно вдохновляет!
Отличная статья! Я всегда верила в силу музыки. У моего сына есть любимая песня, которая делает его счастливым. Как вы думаете, музыка может помочь в преодолении трудностей?