Исследование показало, что повреждение легких не является основной причиной персистирующих инфекций при муковисцидозе
В ходе нового исследования были тщательно взяты образцы из различных областей легких у людей с муковисцидозом, чтобы понять, почему инфекции сохраняются после новых методов лечения.
Отчет об исследовании опубликован в журнале Cell Host & Microbe .
Муковисцидоз вызывает накопление липкой слизи, которая задерживает бактерии. Со временем инфекции повреждают лёгкие.
Несмотря на прием новых препаратов, называемых модуляторами, которые лечат основную причину муковисцидоза , большинство людей с этим генетическим заболеванием остаются инфицированными бактериями, которые были у них до лечения.
«Модуляторы — это потрясающие новые методы лечения, которые действительно улучшили качество жизни людей», — сказала Саманта Дёрфи, бывший научный сотрудник Медицинской школы Вашингтонского университета и ведущий исследователь проекта. «Однако инфекции умудряются сохраняться даже при использовании самых лучших модуляторов, и нам нужно понять, почему».
Понимание болезней врачами часто ограничено доступными образцами. Например, для лечения инфекций лёгких или почек требуется исследование мокроты или мочи. Но что, если бы они могли проникнуть внутрь человеческих органов, чтобы оценить состояние различных участков и посмотреть, как они реагируют на лечение?
Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета и Университета Айовы сделали именно это.
До начала применения модуляторов исследователи вводили в лёгкие пациентов тонкие камеры, называемые бронхоскопами. Они брали образцы из участков, различающихся по степени повреждения, инфекции и воспаления.
Затем они повторно осмотрели те же области легких через год после лечения, чтобы выяснить, где сохранилась инфекция и какие характеристики легких были связаны с персистирующей инфекцией.
Лёгкие пациента с муковисцидозом после лечения препаратом, модулирующим CFTR. Воздушная ловушка показана розовым цветом. Фото: Рауль Виллакресес и Дэвид Штольц, Университет Айовы.
«Основная идея в этой области заключается в том, что пациенты остаются инфицированными, поскольку сильно повреждённые участки лёгких не могут избавиться от инфекции, подобно тому, как инфицируются повреждённые ткани в ранах», — сказал пульмонолог Медицинского университета Вашингтона, доктор Сид Капнадак, руководивший отбором образцов лёгких для исследования. «Если схожий процесс отвечает за персистирующую инфекцию лёгких при муковисцидозе, исследования можно сосредоточить на этих областях».
«То, что мы обнаружили, стало для нас неожиданностью, и были как хорошие, так и не очень новости», — сказал Дёрфи. «Хорошая новость заключалась в том, что после излечения инфекции воспаление лёгких практически полностью исчезло. Таким образом, у людей, излечившихся от инфекции, возможно, будет меньше вероятность повреждения лёгких в будущем».
Дёрфи продолжил: «Однако у людей, которые остались инфицированными, инфекция и воспаление наблюдались везде, куда бы мы ни посмотрели, включая области легких с очень небольшими повреждениями».
Эти результаты свидетельствуют о том, что повреждение может не быть основной причиной персистенции инфекции, и вызывают опасения, что функция легких у людей с бактериальной инфекцией может продолжать ухудшаться.
«Теперь нам предстоит понять, как инфекция может сохраняться во всех областях лёгких», — сказал доктор Прадип Сингх, старший научный сотрудник группы. «Бактерии могут адаптироваться по-новому, чтобы сопротивляться элиминации, даже когда наименее поражённые области лёгких лечатся лучшими имеющимися у нас препаратами».
Сингх — врач отделения интенсивной терапии медицинского факультета Вашингтонского университета, а также профессор медицины и микробиологии в Медицинской школе Вашингтонского университета в Сиэтле.
Исследователи также изучают другие возможности.
«Предыдущая идея о том, что причиной являются сильно повреждённые участки лёгких, может быть отчасти верной», — сказала Элисон Федер, доцент кафедры геномных наук Медицинской школы Вашингтонского университета и один из исследователей. «Бактерии могут распространяться из этих участков и распространяться на неповреждённые участки».
«Мы добились прогресса, заглянув внутрь инфицированных легких, — сказал Дёрфи, — но многое нам еще неизвестно».