Длительная транскраниальная магнитная стимуляция в сочетании с языковой терапией может замедлить прогрессирование афазии
Исследование, проведенное в клинике Сан-Карлос в Мадриде, показало, что прерывистая транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) с тета-импульсами в сочетании с речевой терапией в течение шести месяцев приводила к положительным результатам при первичной прогрессирующей афазии (ППА). Улучшения включали в себя уменьшение снижения регионарного метаболизма мозга, улучшение языковых способностей, функциональной независимости и уменьшение нейропсихиатрических симптомов.
Первичная прогрессирующая афазия — это нейродегенеративный клинический синдром с постепенным началом, характеризующийся выраженными нарушениями речи и/или языка . Этот синдром может быть исходным проявлением распространённых причин деменции, болезни Альцгеймера и лобно-височной дегенерации.
Согласно действующим международным консенсусным критериям, выделяют три варианта: неплавный/аграмматический, семантический и логопеничный. Речевое и языковое вмешательство доказало свою эффективность.
Неинвазивные методы стимуляции мозга, включая транскраниальную магнитную стимуляцию, также изучались при нейродегенеративных заболеваниях и посттравматическом параличе (ПП). В предыдущих исследованиях изучались краткосрочные эффекты , такие как улучшение памяти, когнитивных тестов , апатии, спонтанной речи и регионального церебрального метаболизма. Долгосрочные эффекты недостаточно изучены.
В исследовании «Длительная терапия с использованием транскраниальной магнитной стимуляции при первичной прогрессирующей афазии», опубликованном в JAMA Network Open , исследователи провели перспективное двойное слепое рандомизированное клиническое исследование с параллельным дизайном для оценки эффективности, безопасности и соблюдения схемы лечения транскраниальной магнитной стимуляцией в сочетании с речевой терапией у участников с ППА в течение шести месяцев.
Шестьдесят три участника прошли обследование в неврологическом отделении больницы Clínico San Carlos в Испании и были рандомизированы в соотношении 2:1 для активной ТМС (n=42) или фиктивной ТМС (n=21), стратифицированные по вариантам PPA (неплавный/аграмматический, семантический, логопеничный).
Участники и эксперт были скрыты, а исследователь, проводивший сеансы ТМС, не имел доступа к результатам оценки. Программа вмешательства включала двухнедельный интенсивный курс из 10 ежедневных сеансов, за которым следовала поддерживающая фаза с одним сеансом в неделю в течение 22 недель, при этом сеансы речевой терапии проводились сразу после каждого сеанса ТМС или имитации сеанса.
Во всех сеансах использовался прерывистый протокол тета-всплесков: 600 импульсов с частотой 50 Гц, распределенных по 20 циклам по три импульса с 10-секундным интервалом, продолжительностью около трех минут при 120% от порога двигательной активности в состоянии покоя и максимуме в 50% от максимального выходного сигнала стимулятора.
Фото: JAMA Network Open (2025). DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2025.26129
Лечение языка включало адаптированную форму лечения лексическим поиском с 50-минутными сеансами, обучающими наборами из пяти существительных на сеанс, взятыми из 261 слова по восьми семантическим категориям, с домашним заданием с использованием лечения копированием и припоминанием.
Первичный результат исследования был сосредоточен на показателе мозгового метаболизма (SUVR) стандартизированного коэффициента поглощения в обширной области, охватывающей большую часть левого полушария. Вторичными результатами исследования были: мини-тест лингвистического статуса, конфронтационное называние обучаемых объектов, количество слов в минуту в задании на спонтанную речь, интервью по ухудшению повседневной активности при деменции и нейропсихиатрический опросник.
Через шесть месяцев показатель SUVR составил 0,78 в активной группе против 0,77 в группе плацебо, что указывает на меньшее снижение SUVR в активной группе.
Языковые способности, определенные по результатам мини-лингвистического государственного экзамена, показали среднюю скорректированную разницу в 7,71 балла в пользу активной ТМС, что отчасти связано с ухудшением результатов в группе симулирования по сравнению с активной группой.
Называние обученных предметов возросло до скорректированного среднего значения 143,81 в активной группе по сравнению со снижением до 119,99 в фиктивной группе по сравнению со средними базовыми значениями 122,21 и 127,12 соответственно.
По данным опроса об ухудшении повседневной активности при деменции, повседневная активность снизилась на −5,39, что указывает на улучшение в пользу группы с активной ТМС. Скорректированные средние значения составили 43,54 в группе с активной ТМС против 48,94 в группе с имитацией, по сравнению с исходными средними значениями 48,02 и 45,45 соответственно, что свидетельствует о снижении в группе с активной ТМС и повышении в группе с имитацией ТМС.
Скорость речи, измеряемая в словах в минуту, не выявила существенной разницы между группами.
В целом, исследование показало как улучшение при использовании ТМС, так и ухудшение без неё. Данные по безопасности включали два серьёзных нежелательных явления, произошедших в группе плацебо, не связанных с самим плацебо-лечением.
Авторы приходят к выводу, что долгосрочная ТМС в сочетании с лингвотерапией может помочь замедлить прогрессирование ППА и предложить новый подход к лечению языковых нарушений, вызванных нейродегенеративными заболеваниями.