Мы не можем видеть, что думают другие люди, поэтому нам приходится делать выводы, и это очень важно для нашего общения как людей. Вот как мы создаем общий смысл и вот как мы выбираем слова, чтобы быть понятыми, своего рода ментальная эмпатия.
Ключевой этап в развитии рассуждений теории разума происходит в возрасте от 3 до 5 лет, прорывной период, в котором дети обычно начинают успешно справляться с заданиями на ложные убеждения, широко рассматриваемыми как критический тест способностей теории разума. Эти задания требуют от детей распознавать ложные убеждения, которых придерживается персонаж рассказа, как правило, в контексте ментальных искажений персонажа относительно местоположения, содержания или природы объекта. Утверждается, что успешное прохождение заданий на ложные убеждения отражает возникновение представлений о ментальных состояниях других людей.
Чтобы узнать больше об этом критическом периоде развития социального познания , ученые из Института когнитивных наук и наук о мозге Общества Макса Планка использовали данные, собранные у 41 ребенка в возрасте от 3 до 12 лет.
«Сначала мы стремились выявить кластеры, которые обычно активируются во время обработки теории разума в развивающемся мозжечке, независимо от способностей детей к теории разума. Дети смотрели фильмы на МРТ-сканере, пока регистрировалась их мозговая активность . Этот тест с использованием сцен из фильмов выявил значительное вовлечение мозжечка — области мозга, в основном известной своими двигательными функциями, но в последнее время также языком и познанием», — объясняет Айкатерина Маноли, первый автор исследования, опубликованного в Nature Communications .
По словам ее и коллег, данные педиатрии свидетельствуют о том, что раннее повреждение мозжечка часто приводит к серьезным и стойким изменениям в социальном поведении , что часто наблюдается в контексте нарушений нейроразвития и психических расстройств , таких как расстройства аутистического спектра и шизофрения.
«Из исследований повреждений мы знаем, что если вы получаете травму мозжечка в раннем возрасте, то восстановиться от нее гораздо сложнее, чем если бы вы получили ее во взрослом возрасте. Мы обнаружили, что мозжечок дает больше информации коре головного мозга у детей, тогда как у взрослых кора головного мозга дает больше информации мозжечку. Так что происходит своего рода обратная петля. Поэтому мы считаем, что мозжечок готовит почву для возникновения корковых процессов в детстве», — говорит Маноли.
«Наши результаты указывают на значительную связь между изменениями в мозжечке в раннем возрасте и развитием теории разума, поскольку мозжечок хранит информацию, которая поддерживает последующее прогнозирование психических состояний», — говорит Софи Валк, которая разделяет последнее авторство с Шарлоттой Гроссе Висманн. «Наши результаты также согласуются с доказательствами, предполагающими, что социально-когнитивные дефициты расстройств аутистического спектра связаны с функциональными и структурными аномалиями мозжечка.
«Было бы интересно изучить функцию мозжечковой активации у детей младшего возраста и младенцев. Несмотря на то, что вербальное рассуждение на основе ложных убеждений появляется только в возрасте от 3 до 5 лет, при выполнении невербальных задач младенцы младше 2 лет, по-видимому, уже учитывают психические состояния других людей .
«Будущие исследования должны оценить степень, в которой различные области мозга связаны с невербальными способностями, наблюдаемыми у младенцев».



















Спасибо за интересную статью! Не знала, что мозжечок играет такую важную роль в развитии эмпатии. Это открытие заставляет задуматься о том, как мы общаемся с детьми.
Удивительно, как неврология может влиять на наши социальные навыки. Я всегда считал, что эмпатия — это только результат воспитания.
Интересно, а какие практики могут помочь развить умственную эмпатию у детей? Буду рада услышать ваши рекомендации!
В детстве у меня не было много общения, и, возможно, это повлияло на мою эмпатию. Статья заставила меня задуматься о том, как важно взаимодействие с другими.
Благодарю за информацию! Мне бы хотелось узнать больше о том, как можно помочь детям развивать эту эмпатию в раннем возрасте.
Полагаю, что вокруг нас много людей с разной степенью эмпатии. Это действительно интересно, как на это влияет биология.
Я заметила, что мой ребенок в раннем возрасте проявляет удивительную эмпатию. Теперь понимаю, что это может быть связано с развитием его мозга.
Вопрос: существуют ли какие-то исследования, которые связывают физическую активность с развитием эмпатии у детей?
Я согласна с тем, что общение играет большую роль в формировании эмпатии. Мой опыт показывает, что игры с другими детьми отлично развивают эти навыки.
Интересно, возможно ли как-то «обучить» мозжечок для улучшения эмпатии у взрослых?
Очень обширная тема! Напоминает о том, как важно уделять время общению с детьми, ведь это влияет на их эмоциональное развитие.
Я всегда задумывался о том, как дети «читают» эмоции. Теперь понимаю, что это не просто интуиция, а работа мозга.
Благодарю за статью! Это действительно поднимает важные вопросы о воспитании и обучении детей.
У меня есть вопрос: какова роль родителей в развитии этой умственной эмпатии у детей?
Я считаю, что взаимодействие с другими детьми в детском саду — это один из ключевых моментов для развития социальной эмпатии.
Фантастика! Никогда не думала о том, что структура мозга может определять наши социальные навыки.
Лично у меня есть опыт работы с детьми, и я заметил, что те, кто больше общается, действительно лучше понимают эмоции других.
Интересно, каким образом культура и окружение могут влиять на развитие эмпатии у детей.
Как здорово, что наука изучает такие важные аспекты человеческих отношений! Спасибо за статью!