Когда люди регулярно повторяют определенные модели поведения, эти модели поведения могут стать привычками. Некоторые привычки, такие как утренние упражнения, гигиенические ритуалы, здоровое питание или медитативные практики, могут быть полезными. Другие, такие как курение, прием пищи во время просмотра телевизора или различные формы прокрастинации, могут иметь пагубные последствия.

Хотя многие прошлые исследования психологии и поведенческой науки пытались раскрыть механизмы, лежащие в основе формирования и поддержания привычек, эти механизмы еще не полностью изучены. Фактически, полученные на сегодняшний день результаты несколько противоречивы: некоторые предполагают, что привычки основаны на ассоциациях между определенными стимулами и реакциями, а другие предполагают, что это не так.

Исследователи из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса недавно предложили возможное объяснение наблюдаемых расхождений в результатах более ранних экспериментов, связанных с привычками. Их статья, опубликованная в Nature Human Behaviour , предполагает, что формирование привычного поведения может быть связано с двумя различными механизмами, которые могли быть исследованы в разных экспериментах, называемыми подготовкой ответа и инициацией ответа.

«Процесс формирования привычек у людей обычно изучается в контексте обучения произвольной ассоциации между стимулами и реакциями», — пишут Юэ Ду и Адриан М. Хейт в своей статье. «Оценка того, становится ли эта ассоциация привычной, обычно включает в себя проверку того, могут ли участники воздерживаться от определенных реакций или могут ли участники генерировать различные реакции на определенные стимулы.

«Однако исследования с использованием этих двух методов дали противоречивые результаты. Мы предполагаем, что это несоответствие возникает из-за того, что эти подходы нацелены на разные формы привычки, связанные с разными компонентами контроля действий: инициированием реакции и подготовкой реакции соответственно».

Большинство прошлых исследований оценивали формирование привычек, используя один из двух подходов. Первый из этих подходов оценивает формирование привычек, рассматривая степень, в которой участники будут реагировать на стимулы, следуя изначальному «картированию» (т. е. ассоциациям между стимулами и реакциями, которые они усвоили с течением времени), в отличие от пересмотренного «картирования» (т. е. новым и пересмотренным ассоциациям между стимулами и реакциями).

Привычное инициирование и привычная подготовка — это разные процессы. Кредит: Nature Human Behaviour (2025). DOI: 10.1038/s41562-025-02215-4
Второй широко используемый экспериментальный подход просит участников воздержаться от реагирования на подмножество стимулов после того, как они научились реагировать определенным образом при предъявлении стимулов. Эта парадигма измеряет привычки как настойчивость в реагировании на стимулы приобретенными способами, даже когда их просят больше этого не делать.

Ду и Хайт предположили, что эксперименты, следующие этим двум различным экспериментальным подходам, измеряют различные аспекты привычного поведения. Первый может быть подготовкой ответа, которая подразумевает выбор определенного привычного движения и подготовку к его выполнению, в то время как второй может быть инициацией ответа, которая заключается в начале выполнения привычного поведения или, напротив, в принятии мер по воздержанию от его выполнения.

Для проверки своей гипотезы исследователи провели серию экспериментов с участием 215 участников, которым было предложено выполнить задание, призванное способствовать обучению ассоциациям между стимулами и реакциями. Затем некоторых участников попросили пересмотреть сопоставленные ассоциации, таким образом следуя первому экспериментальному подходу, в то время как других попросили воздержаться от реагирования на некоторые стимулы, на которые они ранее научились реагировать, таким образом следуя второму подходу.

«Благодаря серии экспериментов с использованием вычислительных моделей мы показываем, что эти два подхода действительно измеряют диссоциативные формы привычки », — пишут Ду и Хайт. «Наши результаты иллюстрируют, что определенное поведение может стать привычным несколькими качественно разными способами, что имеет важные последствия для того, как лучше всего развивать или устранять привычки».

В целом, результаты, собранные исследователями, по-видимому, подтверждают их гипотезу о том, что привычки не формируются посредством одного процесса, но что они могут развиваться и поддерживаться посредством двух различных путей. Будущие исследования могли бы более глубоко изучить два пути, выявленных исследователями (то есть подготовку ответа и инициацию ответа), что потенциально улучшит нынешнее понимание привычек.

В конечном итоге эти исследовательские усилия могли бы помочь разработать более эффективные стратегии для отказа от вредных привычек или формирования полезных. Кроме того, они могли бы дать информацию для разработки поведенческих научных вмешательств, направленных на улучшение привычек населения в целом, например, пропагандируя более здоровые привычки питания или программы упражнений.