Мозговые волны используются для измерения эффективности антиалкогольных кампаний
Кампании по охране здоровья, такие как кампании против наркомании или кампании по пропаганде мер профилактики инфекций во время пандемии коронавируса, являются ключевыми инструментами общественного здравоохранения и помогают защитить население. Например, недавняя кампания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была запущена в октябре 2024 года под девизом «Переосмыслить алкоголь». Этот призыв к действию побуждает людей в Европе задуматься о влиянии употребления алкоголя на здоровье, которое, по данным ВОЗ, в настоящее время напрямую ответственно за одну из одиннадцати смертей в Европейском регионе.
Однако не все кампании по охране здоровья достигают желаемого эффекта. Поэтому наличие объективной меры эффективности сообщений, связанных со здоровьем, на этапе разработки кампании было бы чрезвычайно ценным. С этой целью психологи из Констанцского кластера передового опыта «Коллективное поведение» под руководством Харальда Шуппа и Бритты Реннер проводят исследования, измеряя активность мозга зрителей, которые смотрят реальные видеосообщения о здоровье против рискованного употребления алкоголя.
В лабораторных экспериментах с использованием передовых методов визуализации, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) или электроэнцефалография (ЭЭГ), исследователи ранее продемонстрировали, что особенно сильные сообщения приводят к повышенной синхронизации мозговой активности зрителей. Это означает, что при просмотре видео мозговая активность участников меняется аналогичным образом — особенно в областях мозга, связанных с процессами более высокого порядка, такими как внимание, эмоции и личная релевантность.
От лаборатории к реальному применению
Исследователи из Констанца впервые использовали более простые, портативные ЭЭГ в недавнем исследовании, опубликованном в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience .
Они измерили мозговые волны зрителей в стандартной комнате для семинаров — т. е. за пределами тщательно экранированной лаборатории — и целой группы участников в то же время. Они продемонстрировали, что синхронизация мозговых волн при просмотре особенно сильных видеосообщений против рискованного потребления алкоголя также может быть измерена в этих реальных условиях и с упрощенной, более экономичной технической установкой.
«Это важный шаг на пути к тому, чтобы сделать метод более практичным для применения в здравоохранении. В будущем исследования ЭЭГ в небольших «нейронных» фокус-группах, проводимые за пределами университетских лабораторий, могли бы способствовать научно обоснованной разработке и выбору агитационных материалов, обеспечивая большую эффективность кампаний в области здравоохранения», — говорит Шупп.