Психологи утверждают, что музыка заставляет нас двигаться, даже если она нам не нравится
По данным новой статьи, подготовленной исследователями из Concordia, приятное желание двигаться под музыку — танцевать — по-видимому, является физиологической реакцией, не зависящей от того, насколько нам в целом нравится музыка.
Эта реакция на грув настолько сильна, что встречается даже у людей с музыкальной ангедонией, то есть у тех, кто получает мало или совсем не получает удовольствия от музыки.
Ведущий автор статьи — Айзек Ромки, аспирант кафедры психологии. Он пишет в журнале PLOS One , что недавние исследования показывают, что два аспекта грува, удовольствия и желания двигаться, хотя обычно тесно связаны, на самом деле могут быть разделены.
Чтобы проверить это, Ромки и его соавторы сравнили реакции на грув более чем 50 коротких музыкальных произведений у людей с музыкальной ангедонией и неангедонической контрольной группой. Участники с музыкальной ангедонией были включены только в том случае, если они получали удовольствие от других аспектов жизни, таких как еда и секс, и если они демонстрировали соответствующие реакции вознаграждения по другим показателям.
Исследователи также убедились, что участники не находятся в депрессии и имеют неповрежденное восприятие высоты тона и ритма. Участники слушали короткие музыкальные отрывки, призванные вызывать грувовый отклик и различающиеся по ритмической сложности. После каждого отрывка их просили оценить, насколько они получили удовольствие и насколько сильно это заставило их захотеть двигаться.
«Обычно мы ожидаем увидеть перевернутую U-образную реакцию на ритмическую сложность, то есть мы хотим перейти к музыке со средними по сложности ритмами, а не к очень простой или очень сложной музыке», — объясняет Ромки.
На основании этого авторы выдвинули гипотезу, что люди с ангедонией будут демонстрировать более низкие оценки удовольствия, но сохранят потребность в движении, оценивая приятную музыку .
Однако они не обнаружили никаких различий ни в удовольствии, ни в тяге к движению у ангедонистов по сравнению с контрольной группой. Что еще важнее, они показали, что для людей с ангедонией тяга к движению, по-видимому, управляет их опытом удовольствия. Это говорит о том, что притупленное ощущение удовольствия, обнаруженное у людей с музыкальной ангедонией, компенсируется тягой к движению.
«В группе с музыкальной ангедонией мы ожидали увидеть сглаживание этой U-образной кривой, но мы этого не увидели. Это означает, что люди с музыкальной ангедонией получают удовольствие от желания двигаться. В более общем плане это говорит о том, что желание двигаться само по себе может вызывать удовольствие».
Один и тот же ответ, разные источники
Причины музыкальной ангедонии остаются недостаточно изученными, но Ромки говорит, что это, по-видимому, наследственное явление. Он отмечает, что желание двигаться связано с дорсальным полосатым телом , частью мозга, которая связана с двигательными функциями, в то время как удовольствие больше связано с вентральным полосатым телом , которое регулирует вознаграждение, мотивацию и целенаправленное поведение.
«В будущих исследованиях мы собираемся изучить различия в функциональных и структурных связях в мозге между ангедонистами и контрольной группой в дорсальном и вентральном полосатом теле, используя методы визуализации, включая МРТ и магнитоэнцефалографию», — говорит он.
Соавторами являются Николас Фостер, Симона Далла Белла и Вирджиния Пенхьюн из Concordia, а также Томас Мэтьюз, доктор философии 21 года, из Орхусского университета.