Совместная работа исследователей из 20 стран показала, что малыши превышают рекомендуемые ограничения экранного времени, при этом телевизор и смартфоны являются наиболее часто используемыми устройствами. Более длительное воздействие экрана было связано с более низкими показателями развития языка, в то время как воздействие книг и совместное время перед экраном со взрослыми были связаны с лучшими языковыми навыками.
Использование экранов детьми увеличивается, особенно после пандемии COVID-19, что вызывает опасения по поводу его влияния на раннее когнитивное и моторное развитие. Предыдущие исследования указывают на отрицательную связь между временем, проведенным за экраном, и ранним освоением языка, социально-эмоциональным развитием и навыками саморегуляции. Педиатрические ассоциации рекомендуют не использовать экраны для детей младше двух лет и выступают за ограниченное, контролируемое использование для детей постарше.
В исследовании «Влияние использования экранов, книг и взаимодействия взрослых на языковые и двигательные навыки детей младшего возраста: кросс-культурное исследование среди 19 стран Латинской Америки с разным социально-экономическим положением», опубликованном в журнале PLOS ONE , исследователи проанализировали данные 1878 детей в возрасте от 12 до 48 месяцев из стран Латинской Америки в период с августа 2021 года по март 2023 года.
Участники были оценены с помощью опросов родителей об использовании экрана, совместном использовании медиа, воздействии книг, языковых навыках и этапах развития. Социально-экономический статус (СЭС) определялся на основе доступа к основным потребностям, родительского образования и профессии.
Результаты показали, что телевидение и фоновое телевидение были наиболее часто используемыми медиа, со средним ежедневным воздействием, превышающим один час. Развлекательный контент был наиболее потребляемым, за ним следовали музыка и образовательные программы. Воздействие экрана минимально варьировалось в зависимости от SES и национальности, но семьи с более низким SES сообщили о меньшем использовании книг и меньшем количестве образовательных ресурсов.
Были обнаружены отрицательные ассоциации между временем, проведенным за экраном , и развитием языка, особенно для фонового и общего просмотра телевизора. Более высокая экспозиция экрана коррелировала с более низкой лексической плотностью и более поздними достижениями в освоении языка. Напротив, экспозиция книги и совместное взаимодействие с экраном со взрослыми были положительно связаны с языковыми навыками . Связь между использованием экрана и развитием моторики не была значимой.
Результаты подтверждают предыдущие исследования, согласно которым чрезмерное использование экрана негативно влияет на раннее развитие языка. Совместное взаимодействие со взрослыми и соответствующие типы контента могут смягчить некоторые из этих эффектов. Поскольку использование экрана, как ожидается, будет увеличиваться и становиться более сложным, исследователи предлагают будущие экспериментальные проекты контролировать переменные и изолировать их влияние.


















Очень интересная статья! Я заметила, что мой сын стал меньше говорить, когда начал много времени проводить перед экраном. Теперь попробую больше читать с ним.
Спасибо за исследование! У меня двое детей, и я всегда волновался о том, сколько времени они проводят за гаджетами. Постараюсь контролировать это лучше.
Согласна с выводами! Мы с мужем стараемся читать книжки нашим детям перед сном, и заметили, что они лучше запоминают слова и фразы.
Есть ли какие-то рекомендации по количеству экранного времени для малышей? Хотелось бы знать, как правильно организовать их день.
Я сама выросла без гаджетов и прекрасно говорю! Считаю, что личный пример родителей важен — будем больше времени проводить в играх и чтении.
Статья заставила задуматься. Я часто оставляю детей с планшетом, чтобы заняться своими делами. Теперь понимаю, что это может негативно сказаться на их развитии.
Мне кажется, что важно не только количество времени перед экраном, но и качество контента. Мы выбираем только развивающие программы, но все равно ограничим время.
Интересно, как совместное времяпровождение влияет на развитие речи. У нас в семье часто смотрят мультики вместе, но, может, стоит больше говорить о том, что видим на экране?
Спасибо за информацию! Я начала водить своего сына в кружки, где много общаются друг с другом. Надеюсь, это поможет ему развить речь.
Вполне согласен с выводами. У меня есть племянник, который проводит слишком много времени за экраном — по сравнению с другими детьми, его речь действительно хуже развита.