Исследователи утверждают, что носимые датчики следующего поколения смогут проводить биохимические анализы
Доверчивые люди менее способны распознавать фейковые новости и, наряду с недоверчивыми взрослыми, более подвержены конспирологическому мышлению и нерешительности в отношении вакцинации, согласно исследованию, опубликованному 4 декабря 2024 года в журнале открытого доступа PLOS Global Public Health Михалом Танцером и его коллегами из Университетского колледжа Лондона, Великобритания.
Эпистемическое доверие — это готовность считать знания, переданные другими, значимыми, самостоятельными и обобщаемыми для других контекстов. Нарушение способности к эпистемическому доверию может подорвать здоровое функционирование, требующее быстрой, эффективной проверки и обновления социальных знаний, и лежать в основе психологических расстройств .
Кэмпбелл и его коллеги решили исследовать, как уязвимость, вызванная нарушениями эпистемического доверия, может влиять не только на психологическую устойчивость и межличностные процессы, но и на аспекты более общего социального функционирования.
В частности, исследователи провели два исследования, чтобы изучить роль эпистемического доверия в определении способности распознавать фейковые и реальные новости, а также подверженности конспирологическому мышлению.
Они измерили два различных типа эпистемических нарушений: недоверие , которое подразумевает тенденцию отвергать или избегать любого общения, и доверчивость, при которой информация воспринимается с недостаточной разборчивостью, что делает получателя уязвимым для дезинформации или эксплуатации.
В двух исследованиях приняли участие 705 и 502 взрослых, проживающих в Великобритании, соответственно, которые заполнили онлайн-анкеты. Результаты показали, что люди с высокой доверчивостью хуже различали фейковые и реальные новости и с большей вероятностью воспринимали фейковые новости как реальные и подтверждали ложные новости в отношении COVID-19.
Кроме того, недоверие и доверчивость были факторами, ответственными за связь между воздействием неблагоприятных событий в детстве и трудностями в различении фейковых и реальных новостей, хотя размеры эффекта были небольшими.
Результаты также показали, что недоверие и доверчивость были связаны с верой в теории заговора как в целом, так и в отношении COVID-19, а также с нежеланием вакцинироваться .
Хотя авторы предупреждают, что невозможно определить причинно-следственные связи, результаты показывают, что эффективные вмешательства в области общественного здравоохранения могут потребовать прямого решения и попытки обратить вспять недоверие и доверчивость. Будущие исследования также необходимы для изучения того, распространяются ли результаты на людей, живущих в других странах.
Авторы добавляют: «Целью исследования было изучение социально-когнитивных процессов, связанных с двумя наиболее актуальными проблемами глобального общественного здравоохранения в современную цифровую эпоху: тревожное распространение фейковых новостей и крах коллективного доверия к источникам информации. Наше исследование направлено на изучение возможных психологических механизмов, работающих в формировании реакций людей на публичную информацию ».