Как этот препарат от рака может сделать радиацию беспроигрышной терапией
Радиация — один из самых эффективных способов уничтожения опухоли. Но эти методы лечения неизбирательны и могут повредить здоровые ткани.
Теперь ученые Калифорнийского университета в Сан-Франциско разработали способ доставки радиации только к раковым клеткам. Терапия сочетает в себе лекарство, помечающее раковые клетки для уничтожения, и радиоактивное антитело, убивающее их.
Он уничтожил опухоли мочевого пузыря и легких у мышей, не вызвав при этом летаргии или потери веса — типичных побочных эффектов лучевой терапии .
«Это двойной удар», — сказал Чарли Крейк, доктор философии, профессор фармацевтической химии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско и соавтор исследования, опубликованного 10 декабря в журнале Cancer Research . «Мы могли бы потенциально уничтожить опухоли до того, как они успеют развить резистентность».
Лекарство от рака становится молекулярным флагом рака
Проект начался 10 лет назад, когда Кеван Шокат, доктор философии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, открыл , как атаковать KRAS, печально известный белок, вызывающий рак . При мутации KRAS стимулирует неконтролируемый рост клеток. Такие мутации приводят к трети всех случаев рака.
Прорыв Шоката привел к разработке лекарств, которые цеплялись за раковые KRAS . Но лекарства могли уменьшить опухоли только на несколько месяцев, прежде чем рак возвращался с новой силой.
Однако препараты оставались связанными с KRAS, и Крейк задался вопросом, могут ли они сделать раковые клетки более «заметными» для иммунной системы .
«Мы изначально подозревали, что препараты KRAS могут служить постоянными маркерами раковых клеток», — сказал Крейк.
В 2022 году команда Калифорнийского университета в Сан-Франциско, в которую входили Крейк и Шокат, продемонстрировала, что это действительно возможно.
Команда разработала антитело, которое распознает уникальный фрагмент поверхности препарата/KRAS и привлекает иммунные клетки.
Однако этот подход требовал, чтобы иммунная система обладала достаточной силой, чтобы самостоятельно победить рак, что оказалось не столь эффективным.
Воздействие атомной радиации на раковые клетки
Примерно в то же время Крейк начал работать с Майком Эвансом, доктором философии, профессором радиологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, над разработкой другого подхода к уничтожению раковых клеток.
Они по-прежнему использовали препарат KRAS для выявления раковых клеток, но на этот раз вооружили антитела радиоактивными веществами.
Комбинация сработала, устранив рак легких у мышей с минимальными побочными эффектами.
«Излучение невероятно эффективно в своей способности уничтожать раковые клетки, и с помощью этого подхода мы показали, что можем направлять его исключительно на эти раковые клетки», — сказал Эванс.
Крейк добавил: «Прелесть этого подхода в том, что мы можем рассчитать чрезвычайно безопасную дозу радиации. В отличие от внешнего пучкового облучения , этот метод использует только то количество радиации, которое необходимо для победы над раком».
Лучевая терапия для всех пациентов
Чтобы эта терапия дала результаты у большинства пациентов, ученым придется разработать антитела, учитывающие различные способы проявления KRAS в клетках человека.
Команда Калифорнийского университета в Сан-Франциско сейчас работает над этим, мотивированная собственными доказательствами того, что это может работать.
Климент Верба, доктор философии, доцент кафедры клеточной и молекулярной фармакологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, использовал криоэлектронную микроскопию для визуализации «радиационного сэндвича» в атомных деталях, что дало этой области структуру для разработки еще более совершенных антител.
«Лекарство, связанное с пептидом KRAS, торчит как больной палец, который затем захватывает антитело», — сказал Верба, который, как и Крейк, является членом Института количественных биологических наук (QBI) Калифорнийского университета в Сан-Франциско. «Мы сделали значительный шаг к лучевой терапии, специфичной для пациента, что может привести к новой парадигме лечения».