Лентивирусные векторы предлагают вариант генной терапии для пациентов с гемофилией А с антителами к AAV
Исследование, проведенное Христианским медицинским колледжем в Веллоре, Индия, продемонстрировало успешное использование лентивирусных векторов для проведения генной терапии у пациентов с тяжелой формой гемофилии А. Исследование представляет потенциальную альтернативу генной терапии, опосредованной аденоассоциированным вирусом (AAV), решая проблему исключения пациентов с уже имеющимися антителами к AAV.
Тяжелая гемофилия А вызвана генетическим отсутствием или вариантом в генах, необходимых для производства фактора свертывания крови VIII, что приводит к длительному кровотечению и повреждению суставов. Текущие методы лечения, включая заместительную терапию с использованием генной терапии на основе AAV, либо не были полностью успешными, либо со временем их эффективность снизилась, либо их можно было использовать только у пациентов без антител к AAV.
Чтобы преодолеть эти барьеры, исследователи изучили лентивирусные векторы, которые интегрируются в геном и обходят специфические ограничения AAV. В исследовании «Лентивирусная генная терапия с использованием гемопоэтических клеток CD34+ при гемофилии А», опубликованном в The New England Journal of Medicine , исследователи использовали лентивирусный вектор для доставки генной терапии пяти пациентам с гемофилией А.
После лечения у всех пятерых был стабильный уровень фактора VIII в крови, без серьезных проблем с безопасностью. В течение периода последующего наблюдения ни у одного из пациентов не было неконтролируемого кровотечения.
Период наблюдения варьировался между пациентами от 9 до 27 месяцев с медианой 14 месяцев. Причина этого неясна и явно не указана. Исследование может иметь произвольную дату окончания сбора данных, отличную от того, когда пациенты получили лечение. Если это так, более ранние даты лечения в течение периода исследования тогда приведут к более длительным периодам наблюдения. Независимо от причины несоответствия, это делает данные о длительности эффекта за пределами общего периода наблюдения менее значимыми.
В целом результаты лентивирусной генной терапии демонстрируют перспективность преодоления ограничений подходов, опосредованных AAV, за счет возможности обходить антитела против AAV.
В редакционной статье «Может ли лентивирус преодолеть трудности генной терапии AAV при гемофилии А?», также опубликованной в журнале The New England Journal of Medicine , говорится, что в первую очередь необходимо решить некоторые критические осложнения, связанные с лентивирусной генной терапией .
Возникают опасения относительно интеграции лентивируса в геном хозяина. Предыдущие исследования связывали лентивирусные векторы с раком крови с фактором риска более 10%, с некоторыми серьезными искажающими факторами.
В предыдущем исследовании, упомянутом в редакционной статье, у 7 из 67 пациентов, получавших генную терапию с использованием лентивирусного вектора, развился гематологический рак из-за вставки генов. Смущающим фактором является то, что в предыдущем исследовании все 7 пациентов получали кондиционирование бусульфаном и циклофосфамидом, режим, который, как известно, является лейкемогенным.
В текущем исследовании вместо бусульфана в режиме кондиционирования использовался треосульфан, что потенциально устраняет путаницу, возникшую в предыдущем исследовании.
При таком небольшом размере выборки и коротком периоде наблюдения потребуются дополнительные исследования, прежде чем лентивирусную генную терапию можно будет считать полностью безопасной, хотя для некоторых пациентов, в настоящее время страдающих тяжелой формой гемофилии А, может оказаться достаточной экономическая выгода.