Новое исследование выявило обнадеживающие результаты относительно когнитивного роста и развития у взрослых с неспецифической умственной отсталостью (NSID), особенно у лиц с синдромом Дауна (DS), и ставит под сомнение предыдущие предположения о когнитивном потенциале людей с синдромом Дауна.
В ходе перекрестного исследования были обследованы 340 человек из подростковой (в возрасте от 16 до 21 года) и взрослой (в возрасте от 22 до 45 лет) групп, в ходе которого сравнивались кристаллизованный интеллект (включающий приобретенные знания, язык и факты) и подвижный интеллект (включающий способность решать проблемы и рассуждать).
Результаты, недавно опубликованные в журнале Scientific Reports , дают полную картину закономерностей когнитивного развития в этих группах населения и новую надежду на продолжение когнитивного развития и во взрослом возрасте.
Среди основных выводов:
Взрослые с ограниченными интеллектуальными возможностями продемонстрировали более высокую когнитивную производительность по сравнению с подростками по трем ключевым тестам на интеллект — словарный запас, сходства и построение блоков теста интеллекта взрослых Векслера, — что подтверждает теорию компенсационного возраста, которая предполагает сохранение потенциала обучения и развития до середины 40-х годов.
Различия в текучем интеллекте: участники с синдромом Дауна лучше справились с заданиями, измеряющими текучий интеллект, включая тесты на блочное конструирование и матрицу Равена, включающие визуально-пространственное мышление и способности решать проблемы, по сравнению с участниками с NSID.
Различия в кристаллизованном интеллекте: люди с NSID показали более высокий результат в тесте на словарный запас, который является мерой кристаллизованного интеллекта, по сравнению с людьми с синдромом Дауна.
Отсутствие различий в вербальном мышлении: в тесте на сходство, измеряющем вербальное мышление , не было обнаружено различий между двумя группами, что позволяет предположить, что вербальные способности у людей с синдромом Дауна могут быть менее нарушены, чем считалось ранее.
Отдельные когнитивные профили: Анализ графа выявил отдельные когнитивные сети между группами. Удивительно, но участники с DS показали более интегрированные связи между кристаллизованным и текучим интеллектом, особенно во взрослом возрасте, тогда как взрослые с NSID показали более фрагментированные когнитивные связи.
Относительная сила вербальных способностей и более последовательные связи между двумя типами интеллекта у участников с синдромом Дауна указывают на более когнитивно и неврологически последовательный профиль этиологии синдрома Дауна, особенно во взрослом возрасте.
В типичной популяции ученые исследовали связь между текучим и кристаллизованным интеллектом на протяжении всей жизни. Более высокие корреляции между ними предполагали, что участники, которые демонстрируют более высокие баллы в одном типе интеллекта, также показывают более высокие баллы в другом.
Корреляции между двумя типами интеллекта у подростков и взрослых с NSID и DS Автор: проф. Хефзиба Лифшиц, Университет Бар-Илан
Удивительно, но в текущем исследовании взаимосвязи между двумя типами интеллекта соответствуют корреляциям между двумя типами интеллекта, которые были обнаружены в типичной популяции в том же возрастном периоде (22–45 лет), но только у взрослых с синдромом Дауна, а не у людей с НСИД.
«Наши результаты указывают на относительную силу и компенсацию когнитивных способностей в визуально-пространственных областях, а также в языковых и вербальных способностях при четкой диагностической этиологии, такой как синдром Дауна, особенно во взрослом возрасте, по сравнению с неясной генетической этиологией, такой как неспецифическое расстройство личности», — утверждает профессор Хефзиба Лифшиц с факультета образования Университета Бар-Илан, ведущий автор исследования.
«Теперь у нас есть доказательства того, что когнитивное развитие продолжается и во взрослом возрасте у этих групп населения. Эти результаты имеют важное значение для образовательных и вспомогательных служб», — добавляет Лифшиц, который сотрудничал с доктором Роем Йозевичем с кафедры компьютерных наук Ариэльского университета и доктором Шломит Шнитцер-Мейрович из педагогического колледжа Левинского.
Исследование подтверждает, что образовательные и развивающие программы должны быть продлены за пределы подросткового возраста, поскольку взрослые с DS и NSID демонстрируют способность к постоянному когнитивному росту. Это особенно актуально, поскольку продолжительность жизни людей с ограниченными интеллектуальными возможностями продолжает расти, и многие из них теперь живут более 80 лет.
В июле 2024 года шесть студентов, зачисленных в проект Empowerment Project на факультете образования Университета Бар-Илан, стали первой в Израиле когортой взрослых с нарушениями интеллекта (ОН), получивших степень бакалавра. Двое из них имеют DS. Проект Empowerment Project, первая в своем роде программа, созданная профессором Лифшиц, основана на ее теории возраста компенсации, которая постулирует, что хронологический возраст, в отличие от умственного возраста, играет важную роль в определении когнитивных способностей взрослых с нарушениями интеллекта. Текущее исследование подтвердило этот постулат более убедительно у взрослых с DS.
Результаты этого исследования открывают новые возможности для исследований и разработки целевых вмешательств и образовательных программ, специально предназначенных для взрослых с нарушениями интеллектуального развития, что потенциально улучшает долгосрочные результаты и качество жизни этих людей.


















Спасибо за эту статью! Всегда интересно видеть новые исследования, которые открывают новые горизонты для людей с синдромом Дауна.
У меня есть младший брат с синдромом Дауна, и я заметил, как он растет и развивается. Эта статья подтверждает мои надежды на его будущее.
Какой интересный подход к изучению когнитивного роста! Есть ли уже примеры успешных программ развития для таких людей?
Я всегда считал, что у людей с синдромом Дауна есть скрытый потенциал. Рад видеть, что вы делаете акцент на этом в исследовании!
Мой сын с синдромом Дауна скоро заканчивает школу, и мне интересно, какие шаги можно предпринять для дальнейшего развития его когнитивных навыков.
Эта статья вдохновила меня на новые идеи для работы с детьми с особыми потребностями. Спасибо за важную информацию!
Я учитель, и мне важно знать, как развивать потенциал моих учеников. Есть ли рекомендации по методам обучения для таких детей?
Очень рад видеть, что исследования по этому вопросу становятся все более актуальными! Это может значительно изменить жизнь многих людей.
Как вы считаете, какие факторы больше всего влияют на когнитивное развитие у взрослых с синдромом Дауна?
Я был бы рад узнать о личных примерах успеха людей с синдромом Дауна в достижении своих целей!
Спасибо за статью! Она помогает мне лучше понять, как поддерживать своего племянника в его развитии.
Интересно, а какие именно методы исследования использовались для изучения когнитивного роста в данной группе?
Я считаю, что общество должно больше внимания уделять людям с синдромом Дауна. Эта статья — шаг в правильном направлении.
У меня есть опыт работы с людьми с умственной отсталостью, и я всегда верил в их возможности. Рад, что наука подтверждает это!
Интересно, будет ли проводиться дальнейшее исследование по этой теме? Надеюсь, что это не единичный случай.
Эта статья подтолкнула меня подумать о том, как важно создавать инклюзивные условия для развития людей с синдромом Дауна.
Я сама работаю в сфере психологии, и мне интересно, как можно использовать эти результаты в практике.
Спасибо за информацию! Она очень актуальна, и надеюсь, что она поможет многим семьям.
Какой замечательный прогресс! Будем надеяться, что с каждым годом будет больше таких исследований и открытий.