Плазменные биомаркеры предлагают новые подсказки в диагностике болезни Альцгеймера
Как новые плазменные биомаркеры связаны с диагностическими тестами, которые в настоящее время используются в клинических процедурах? И можно ли перенести более ранние данные, полученные в результате высокоселективных исследовательских когорт, на гетерогенные данные реального мира? Исследователи из Каролинского института попытались ответить на эти вопросы в исследовании, опубликованном в eBioMedicine .
14 ноября 2024 года Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) впервые рекомендовало препарат, предназначенный для замедления прогрессирования болезни Альцгеймера. Это событие еще раз подчеркивает необходимость скрининговых тестов, способных выявлять людей на бессимптомной, ранней стадии заболевания — до того, как произойдут необратимые изменения.
Анализы крови многообещающие
При болезни Альцгеймера (БА) важную роль играют определенные белки мозга, называемые тау-белками. Обычно тау-белки помогают стабилизировать структуры в клетках мозга, но при БА эти белки аномально изменяются (фосфорилируются) и начинают слипаться. Это приводит к тому, что клетки мозга начинают хуже функционировать и в конечном итоге умирают.
Анализы на основе крови являются перспективными кандидатами на роль биомаркеров, которые в настоящее время демонстрируют высокую точность в исследовательских когортах. Но как изменения уровней этих плазменных биомаркеров действительно соответствуют базовой патологии AD — и как их результаты можно интерпретировать в связи с биологическими изменениями и стадиями заболевания, отслеживаемыми диагностическими инструментами в клинической практике в больницах в течение многих лет — остается неясным.
Разнообразная группа пациентов
В этом исследовании ученые проанализировали данные когорты пациентов клиники памяти, изучив уровни биомаркеров плазмы в сочетании со стандартными диагностическими тестами и биологической стадией заболевания.
Таким образом, когорта состояла из разнообразной группы пациентов с различными патологиями, отобранных из числа лиц, обратившихся за медицинской помощью в больницу Каролинского университета из-за жалоб на проблемы с памятью.
Доктор Марина Блюма, научный сотрудник кафедры нейробиологии, медицинских наук и общества и первый автор, поясняет: «Ранние исследования плазменных биомаркеров в основном проводились в хорошо контролируемых, основанных на исследованиях когортах, где пациенты строго отбирались на основе определенных критериев включения и исключения.
«Хотя это имеет первостепенное значение — обеспечение высокой однородности, повышение статистической мощности анализов и обеспечение лучшего контроля над искажающими факторами — как только мы перейдем к следующему этапу проверки биомаркеров , мы будем искать реальные доказательства для получения информации, которая улучшит интерпретируемость и применимость этих тестов в целевых группах населения».
pTau217 — двойной маркер
Исследование показало, что все протестированные плазменные биомаркеры (за исключением NfL) были связаны с накоплением неправильно свернутого амилоида в мозге, что подчеркивает роль амилоида в фосфорилировании тау.
«Эти результаты соответствуют другим недавним отчетам по этой теме и дополняют появляющиеся доказательства того, что плазменный pTau217 является двойным маркером патологии амилоида и тау», — говорит доктор Блюма. «В отличие от этих биомаркеров, повышенные уровни NfL были более показательными для атрофии мозга и пожилого возраста».
Среди протестированных биомаркеров только плазменные уровни pTau217 хорошо объяснялись клиническими переменными, в то время как более 70% вариаций других плазменных биомаркеров остались необъясненными.
Эти исследования обеспечивают более глубокое понимание сложных взаимосвязей между новыми биомаркерами плазмы и текущими традиционными диагностическими инструментами. Исследователи надеются, что эти новые знания приведут к повышению доступности ранних диагностических маркеров и, таким образом, к повышению эффективности лечения болезни Альцгеймера в будущем.