С момента своего открытия в 1990-х годах, программируемый белок клеточной смерти 1 (PD-1) считался ведущей мишенью в лечении рака. Рецептор контрольной точки, который часто находится на поверхности клеток иммунной системы, молекула PD-1 работает как своего рода «выключатель», который не дает иммунным клеткам атаковать другие клетки.
После его открытия, которое произвело революцию в онкологии и принесло Нобелевскую премию 2018 года, исследователи разработали новые препараты для блокирования PD-1 и высвобождения иммунной системы организма для борьбы с раком. Однако методы лечения, использующие PD-1, эффективны лишь у небольшой части онкологических пациентов, что подчеркивает необходимость более глубокого понимания того, как работает PD-1. Большая часть наших текущих знаний о функциях PD-1 получена в результате исследований на мышах, основанных на предположении, что биология грызунов и человека работает схожим образом.
Исследователи из Школы биологических наук и Школы медицины Калифорнийского университета в Сан-Диего теперь обнаружили, что это предположение может быть ошибочным. В комплексной оценке PD-1, которая включала новые биохимические анализы, моделирование животных и новую эволюционную дорожную карту, прослеживающую PD-1 на миллионы лет назад, ученые Калифорнийского университета в Сан-Диего и их коллеги из Китайской академии наук обнаружили, что PD-1 у мышей значительно слабее, чем у человека.
Исследование, проведенное под руководством помощника научного сотрудника проекта Такеи Масубучи, выявило несколько ранее неизвестных характеристик PD-1, включая мотив — определенную последовательность аминокислот, — которая существенно различается у грызунов и людей.
«Наша работа раскрывает неожиданные видоспецифичные особенности PD-1, имеющие значение для разработки лучших доклинических моделей PD-1», — сказал доцент Энфу Хуэй из Школы биологических наук, кафедры клеточной и биологии развития, а также старший автор статьи. «Мы обнаружили мотив в PD-1, который присутствует у большинства млекопитающих, включая людей, но, как ни странно, отсутствует у грызунов, что делает PD-1 грызунов уникально слабее».
Результаты исследования опубликованы в журнале Science Immunology.
«Хотя многие белки у мышей и людей имеют схожие последовательности, рецепторы в иммунной системе часто демонстрируют большие различия», — сказал Масубучи. «Наше исследование показывает, что эти различия в последовательностях могут приводить к функциональным вариациям рецепторов иммунных контрольных точек у разных видов».
Продолжая свой анализ, исследователи проверили влияние гуманизации PD-1 на мышах — заменив мышиный PD-1 человеческой версией — с помощью лаборатории соавтора профессора Джека Буи в Отделении патологии. Они обнаружили, что гуманизация PD-1 нарушила способность иммунных клеток (Т-клеток) бороться с опухолями.
«Это исследование показывает, что по мере развития науки нам необходимо иметь четкое понимание модельных систем, которые мы используем для разработки лекарств и препаратов», — сказал Буй. «Обнаружение того, что грызуны могут быть аномалиями с точки зрения активности PD-1, заставляет нас переосмыслить, как применять лекарства для людей. Если мы тестировали лекарства на грызунах, и они действительно аномалии, нам могут понадобиться лучшие модельные системы».
Чтобы проследить различия между человеком и грызунами PD-1 с течением времени, исследователи сотрудничали с соавтором профессором Чжэнтином Цзоу и его коллегами из Китайской академии наук. Они обнаружили доказательства значительного спада активности PD-1 предков грызунов около 66 миллионов лет назад после массового вымирания мел-палеогенового периода (K–Pg), которое уничтожило нептичьих динозавров.
Анализ показал, что PD-1 грызунов уникально слаб среди всех позвоночных. Ослабление может быть связано с особыми экологическими адаптациями, позволяющими избежать воздействия патогенов, специфичных для грызунов.
«Предки грызунов пережили вымирание, но активность их иммунных рецепторов или ландшафт могли измениться в результате адаптации к новым экологическим условиям», — сказал Хуэй.
В будущих исследованиях будет оценено влияние PD-1 на противоопухолевую активность Т-клеток в гуманизированном контексте при различных типах опухолей.


















Спасибо за интересную статью! Я всегда думала, что иммунотерапия — это просто чудо, но теперь понимаю, как сложно все на самом деле.
Вопрос: как эти различия между людьми и мышами могут повлиять на клинические испытания новых методов лечения?
У меня есть личный опыт: мой близкий человек проходил иммунотерапию. После прочтения этой статьи становлюсь все более осведомленной в этом вопросе.
Очень познавательно! Интересно, какие еще молекулы могут стать целями для будущих исследований в иммунотерапии.
Благодарю за доступное объяснение! Ваша статья помогла мне лучше понять сложную тему иммунотерапии.
Удивительно, насколько разные организмы могут иметь разные механизмы реакции на лечение. Интересно, как это повлияет на будущее медицины.
Я работаю в научной сфере и хотела бы узнать больше о том, как проводятся исследования на мышах и их применении к людям.
Чудесно, что наука продолжает развиваться, но возникает вопрос: как скоро мы увидим реальные результаты в лечении рака на основе этих исследований?
Я радуюсь, что все больше исследований посвящает внимание иммунотерапии. Надеюсь, что это приведет к новым эффективным методам лечения.
Статья очень актуальна! Надеюсь, что в будущем ученые смогут найти способ, чтобы обойти «выключатель» PD-1 более эффективно.