У людей процесс обучения управляется различными группами клеток в мозге, которые активируются вместе. Например, когда нейроны, связанные с процессом распознавания собаки, начинают активироваться скоординированно в ответ на клетки, которые кодируют особенности собаки — четыре ноги, мех, хвост и т. д. — маленький ребенок в конечном итоге сможет распознавать собак в будущем. Но мозговая проводка начинается еще до рождения человека, до того, как у него появляется опыт или чувства, такие как зрение, которые управляют этой клеточной схемой. Как это происходит?
В новом исследовании , опубликованном в журнале Science , исследователи из Йельского университета определили, как клетки мозга начинают объединяться в эту проводную сеть на раннем этапе развития, прежде чем опыт успевает сформировать мозг. Оказывается, что очень раннее развитие следует тем же правилам, что и более позднее развитие — клетки, которые активируются вместе, связываются вместе. Но движущей силой является не опыт, а спонтанная клеточная активность.
«Один из фундаментальных вопросов, который мы изучаем, — это то, как мозг формируется в процессе развития», — сказал Майкл Крейр, соавтор исследования и профессор нейронауки имени Уильяма Циглера III в Йельской медицинской школе. «Каковы правила и механизмы, управляющие формированием связей в мозге ? Эти открытия помогают ответить на этот вопрос».
В ходе исследования ученые сосредоточились на ганглиозных клетках сетчатки мышей, которые проецируются из сетчатки в область мозга, называемую верхним холмиком, где они соединяются с нижележащими целевыми нейронами.
Исследователи одновременно измеряли активность одной ганглиозной клетки сетчатки, анатомические изменения, которые происходили в этой клетке во время развития, и активность окружающих клеток у бодрствующих новорожденных мышей, глаза которых еще не открылись. Этот технически сложный эксперимент стал возможным благодаря передовым методам микроскопии и флуоресцентным белкам, которые показывают активность клеток и анатомические изменения.
Предыдущие исследования показали, что до того, как может возникнуть сенсорный опыт, например, когда человек находится в утробе матери или когда молодые мыши еще не открывают глаза, спонтанно генерируемая нейронная активность коррелирует и формирует волны.
В новом исследовании ученые обнаружили, что когда активность одной ганглиозной клетки сетчатки была сильно синхронизирована с волнами спонтанной активности в окружающих клетках, аксон этой клетки — часть клетки, которая соединяется с другими клетками — отращивал новые ответвления. Когда активность была плохо синхронизирована, ответвления аксона вместо этого устранялись.
«Это говорит нам о том, что когда эти клетки активизируются вместе, связи усиливаются», — сказал Лян Лян, соавтор исследования и доцент кафедры нейробиологии в Йельской школе медицины. «Разветвление аксонов позволяет устанавливать больше связей между ганглиозными клетками сетчатки и нейронами, разделяющими синхронизированную активность в верхнем холмике ».
Это открытие следует так называемому «правилу Хебба», идее, выдвинутой психологом Дональдом Хеббом в 1949 году. В то время Хебб предположил, что когда одна клетка неоднократно заставляет другую клетку активироваться, связи между ними укрепляются.
«Правило Хебба довольно часто применяется в психологии для объяснения мозговой основы обучения», — сказал Крейр, который также является проректором по исследованиям и профессором офтальмологии и визуальной науки. «Здесь мы показываем, что оно также применимо во время раннего развития мозга с субклеточной точностью».
В новом исследовании ученым также удалось определить, где на клеточной ветви с наибольшей вероятностью происходит формирование волн, закономерность которого нарушалась, когда исследователи нарушали синхронизацию между клеткой и спонтанными волнами.
Спонтанная активность происходит во время развития в нескольких других нейронных цепях , включая спинной мозг, гиппокамп и улитку. Хотя конкретный паттерн клеточной активности будет отличаться в каждой из этих областей, схожие правила могут управлять тем, как клеточная проводка происходит в этих цепях, сказал Крейр.
В дальнейшем исследователи выяснят, сохраняются ли эти закономерности ветвления аксонов после того, как у мыши открываются глаза, и что происходит с нижележащим связанным нейроном, когда формируется новая ветвь аксона.
«Лаборатории Крейра и Лян продолжат объединять наши знания в области развития мозга и визуализации отдельных клеток, чтобы изучить, как сборка и совершенствование мозговых цепей направляются точными моделями нейронной активности на разных стадиях развития», — сказал Лян.
Очень интересная статья! Я всегда задумывалась, как наш мозг может так быстро адаптироваться к окружающему миру.
Удивительно, что нейроны начинают связываться даже до рождения. Это заставляет меня задуматься о том, как важен prenatal care.
Спасибо за информацию! Я мама, и мне важно знать о развитии мозга моего ребенка.
А как же влияние внешней среды на формирование этих связей? Неужели это все только генетика?
Мне кажется, что понимание этих процессов может помочь в педагогике. Интересно, как учителя могут использовать эти знания.
У меня есть небольшой опыт в нейробиологии, и мне нравится, как эта статья обобщает сложные вещи!
Познавательно! Я бы хотела узнать больше о том, как это знание может помочь в лечении неврологических заболеваний.
Читал, что у людей с аутизмом могут быть особенности в формировании этих нейронных цепей. Есть ли у вас данные об этом?
Согласна, что понимание работы мозга открывает новые горизонты в образовании и развитии детей.
Как же интересно, что мы можем изучать то, что происходит с нами даже до рождения!
Удивительно, как много мы еще не знаем о мозге. Спасибо за то, что делитесь такими исследованиями!
Как вы думаете, какие практические шаги могут помочь родителям поддерживать развитие мозга детей?
Статья заставила меня задуматься о важности раннего развития и стимулирования детей с самого начала.
Я всегда верил, что опыт формирует наше поведение, но оказывается, что многое начинается еще до рождения!
Это дает надежду, что можно изменить негативные установки, полученные в детстве. Спасибо за статью!
Я изучал нейрофизиологию в университете, и эта тема всегда была мне интересна. Спасибо за ваш труд!
Я работаю с детьми, и мне было полезно узнать о том, как формируются нейронные цепи. Это может изменить мой подход к обучению!
Всегда думал, что наш мозг формируется только через опыт. Теперь у меня есть новые взгляды на это!