Ребенок за обеденным столом рассказывает о проблемах в школе или о ссоре с другом, но родители его не слушают: вместо этого они проверяют свои смартфоны.

Согласно новому исследованию, подобный сценарий разыгрывается миллионы раз в день по всей Америке и может нанести вред психическому здоровью детей.

Канадские исследователи сообщают, что дети в возрасте от 9 до 11 лет, которые заявили, что их родители слишком много времени тратили на свои смартфоны, в дальнейшем были более склонны к тревожности, проблемам с вниманием и гиперактивности по сравнению с детьми родителей, которые не были одержимы телефонами.

«Когда эмоциональные и физические потребности детей постоянно игнорируются или на них не реагируют должным образом, у них возникает риск развития проблем с психическим здоровьем», — пояснила группа под руководством Шери Мэдиган, доцента кафедры психологии в Университете Калгари в Альберте.

Ее команда опубликовала свои выводы 16 августа в журнале JAMA Network Open .

Согласно справочным данным исследования, одно из недавних исследований показало, что родители младенцев теперь проводят в среднем более пяти часов в день за своими смартфонами, включая просмотр смартфона в течение 27% времени, которое они проводят со своим ребенком.

Другое исследование показало, что 68% родителей признались, что часто отвлекаются на смартфоны во время общения с детьми.

Исследования показали, что такого рода «техноференция» в воспитании детей приводит к тому, что детям уделяется меньше внимания, родители меньше общаются и играют друг с другом, а также повышается риск получения детьми травм.

Команда Мэдигана отметила, что в подростковом возрасте техноференция связана с «более высоким уровнем конфликтов между родителями и детьми и более низким уровнем родительской эмоциональной поддержки и тепла».

Для дальнейшего изучения проблемы группа из Калгари изучила данные более тысячи канадских детей в возрасте от 9 до 11 лет, предоставленные в разные периоды между 2020 и началом 2022 года. Детей спрашивали, насколько они согласны с такими утверждениями, как «Я хотел бы, чтобы мои родители проводили меньше времени в своем телефоне и других устройствах» или «Меня раздражает, что мои родители сидят в своем телефоне или других устройствах, когда мы проводим время вместе».

У детей также проверяли наличие различных проблем с психическим здоровьем, таких как тревожность, депрессия, гиперактивность и невнимательность, которые развивались с течением времени.

По словам команды Мэдигана, «более высокие уровни симптомов тревожности [у ребенка] были связаны с более высокими уровнями воспринимаемого родительского техноферментативного отношения на более поздних этапах развития».

По словам авторов исследования , слишком большое количество времени , которое родители проводят за смартфонами, также связано с «более высоким уровнем невнимательности и симптомами гиперактивности на поздних этапах развития».

Масштаб этих эффектов у детей, по-видимому, не менялся в зависимости от того, был ли ребенок девочкой или мальчиком.

Группа отметила, что они сосредоточились на детях в возрасте от 9 до 11 лет, поскольку «этот возрастной диапазон представляет собой чувствительный период развития мозга и связан с повышенным риском проблем с психическим здоровьем ».

Тем не менее, сложно определить направление эффекта: дети становятся более тревожными и капризными из-за того, что их родители прикованы к своим смартфонам, или родители детей с поведенческими проблемами обращаются к своим смартфонам как к способу отвлечения?

Согласно новым данным, более тревожные дети могут подтолкнуть измученных родителей к более активному использованию смартфонов, однако чрезмерное использование смартфонов родителями может способствовать развитию невнимательности и гиперактивности у подростков.

В целом, исследование «подчеркивает сложную взаимосвязь между родительским техноферментом и психическим здоровьем начинающих подростков», — заявила команда Мэдигана.