ВТБ-инструкции » Часто задаваемые вопросы ВТБ Онлайн » Как дети учатся читать эмоции: исследование выявляет заметные когнитивные сдвиги

Как дети учатся читать эмоции: исследование выявляет заметные когнитивные сдвиги

20 август, 2025 0

Почему маленькие дети часто не замечают эмоций, скрывающихся за выражением лица взрослых? Новаторское исследование, проведённое учёным Се Ваньцзе из Школы психологических и когнитивных наук Пекинского университета в сотрудничестве с профессором Сетом Поллаком из Висконсинского университета, показывает, что ответ кроется в когнитивном сдвиге.



Их исследование , опубликованное в журнале Nature Communications , показывает, как дети в возрасте 5–10 лет переходят от простого «видения» выражений лица к глубокому пониманию эмоций, меньше полагаясь на инстинкты и больше на приобретенные знания.


Интерпретация эмоций критически важна для социальных связей, однако детям часто сложно расшифровать чувства взрослых. Этот процесс включает в себя восприятие черт лица и применение концептуальных знаний для понимания смысла эмоций. Исследование изучает, как эти когнитивные механизмы развиваются в детстве, заполняя пробел в понимании траектории развития распознавания эмоций.


По мере взросления детей их способность ориентироваться в сложной социальной среде зависит от тонкого понимания эмоций. Это исследование предлагает понимание того, как развиваются когнитивные процессы , и может иметь потенциальное значение для образования, воспитания и вмешательства в работу с детьми, сталкивающимися с социально-эмоциональными трудностями.


Исследование изучало, как дети переживают эмоции, в ходе трёх взаимосвязанных экспериментов, охватывающих нейронную активность , концептуальное понимание и поведение. В первом эксперименте, посвящённом восприятию, исследователи использовали частотное разметку ЭЭГ, чтобы показать, что даже пятилетние дети могут автоматически различать четыре основных выражения лица — счастье, гнев, страх и грусть — посредством нейронных реакций, локализованных в височно-затылочной области. Эта способность восприятия оказалась стабильной в разных возрастных группах.


Во втором эксперименте концептуальные знания проверялись посредством задания на сходство слов, что показало, что у детей старшего возраста были более тонкие эмоциональные ассоциации, например, они связывали слово «плач» с несколькими эмоциями, что является показателем развивающейся эмоциональной сложности.


Наконец, в поведенческом исследовании дети участвовали в заданиях на сортировку и сопоставление. Младшие участники, как правило, классифицировали выражения в общих чертах, разделяя их на позитивные и негативные. В то же время дети постарше демонстрировали более тонкое понимание, различая конкретные негативные эмоции, такие как гнев и страх.



Основная идея: когнитивный сдвиг
Чтобы интегрировать эти результаты, команда использовала анализ репрезентативного сходства (RSA) и обобщенные оценочные уравнения (GEE), чтобы проследить когнитивную динамику, лежащую в основе понимания эмоций. Результаты выявили выраженный сдвиг в развитии: дети младшего возраста больше полагаются на перцептивные сигналы, в то время как дети старшего возраста всё больше полагаются на концептуальные знания.


Этот переход от «видения лиц» к «пониманию чувств» подчеркивает, как эмоциональное развитие формируется под воздействием опыта, обучения и растущей когнитивной сложности на протяжении детства.


Это исследование подчеркивает динамическое взаимодействие между восприятием и концептуальными знаниями в эмоциональном развитии детей , предлагая основу для разработки образовательных и терапевтических стратегий, соответствующих возрасту, для улучшения социально-эмоциональных навыков.



Также читают:
  • Ключевой генетический механизм дает представление о развитии лица и врожденных проблемах
  • ОлимпияLife: Лучший Центр Семейного Фитнеса для Тех, Кто Стремится К Здоровому Образу Жизни
  • Злоупотребление закисью азота, которое часто встречается на концертах, стремительно растёт, вызывая проблемы со здоровьем.
  • Установлено, что различные подходы к лечению деменции не оказывают существенного влияния на поведенческие симптомы пациента или нагрузку на лиц, осуществляющих уход
  • Способность Т-клеток полностью предотвращать острые вирусные инфекции открывает новые возможности для разработки вакцин
  • Поделиться:

    Задать вопрос
    Подтвердите, что вы не робот:*