Исследование показывает, что люди переоценивают крутизну холма, ориентируясь на уровень своих глаз.
Новое исследование показывает, что восприятие мира людьми во многом зависит от угла, под которым они рассматривают объекты.
К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Огайо, протестировав способность людей оценивать крутизну холма. Исследование, недавно опубликованное в журнале Perception , показало, что большинство людей, независимо от их визуальной ориентации (или линии взгляда), постоянно переоценивают крутизну холма.
Деннис Шаффер, ведущий автор исследования и профессор психологии в кампусе Университета штата Огайо в Мэнсфилде, сказал, что исследование его команды было направлено на то, чтобы понять, почему это происходит, а также на то, как манипулирование взглядом человека может привести к заметным различиям в его восприятии.
«Если вы едете к холму, который видите вдалеке, издалека он обычно кажется гораздо круче, чем когда вы на него въезжаете», — сказал он. «Отчасти это связано с тем, как вы на него смотрите, вы меняете направление взгляда относительно объекта».
В одном исследовании для проверки этого феномена 36 участников определяли наклон деревянного пандуса, лёжа или сидя на коврике для йоги. Участники оценивали ориентацию четырёх скатов с расстояния около 2 метров.
Во втором эксперименте исследователи дополнительно проверили, как высота глаз повлияет на восприятие участников, попросив их встать на третью перекладину стремянки или сесть, скрестив ноги, на коврик для йоги и оценить наклон пандуса.
«Обычно люди переоценивают уклоны поверхностей в 1,5 раза, поэтому большинство из них оценили бы 30-градусный холм как 45-градусный», — сказал Шаффер.
В обоих сценариях результаты показывают, что люди переоценивали крутизну склонов ещё сильнее, когда расстояние между уровнем их глаз и поверхностью склона уменьшалось. Это явление наблюдалось, когда они сидели на стремянке по сравнению со стоянием, и ещё сильнее, когда они лежали на коврике для йоги.
По словам Шаффера, это подтверждает давние теории о том, как люди склонны оценивать уклон.
«Одна из суперспособностей нашей лаборатории — поиск интересных методологий для решения интересующих нас вопросов», — сказал он. «В этом исследовании мы увидели, что многие наши и чужие прогнозы сбылись».
В то время как предыдущие исследования не смогли обнаружить чёткой связи между восприятием уклона и высотой расположения глаз человека, в этом исследовании был исследован более широкий диапазон уклонов и высот расположения глаз наблюдателя, чем в других исследованиях. По словам Брук Хилл, соавтора исследования и студента бакалавриата по психологии Университета штата Огайо в Мэнсфилде, именно эти различия привели к обнаружению группой значительной отрицательной корреляции между высотой расположения глаз и оценкой уклона. Это означает, что люди более низкого роста склонны предсказывать ориентацию пандуса как более крутую, чем люди более высокого роста.
Это помогает объяснить, почему мир может восприниматься совершенно по-разному человеком, сидящим в машине, по сравнению с тем, кто находится выше в грузовике или автобусе, или почему холм может показаться маленькому ребенку еще более непреодолимым препятствием, чем взрослому человеку.
«Мы не осознаём, что для людей восприятие — это всё», — сказала она. Более того, более глубокое понимание того, как наш взгляд меняет наше мировоззрение, — это также шаг к совершенствованию систем, используемых для обеспечения безопасности дорожного движения , GPS-навигации, проектирования транспортных средств и других вспомогательных технологий.
В будущем Шаффер и его команда планируют продолжить демонстрацию того, как на угол взгляда человека можно влиять с помощью различных точек наблюдения и методов, в частности, чтобы выяснить, как даже уникальные перспективы окружающей среды формируют наше коллективное общество.
«Люди действительно хорошо улавливают закономерности, — сказал Шаффер. — Но, обучая людей ориентации головы и тому, как она влияет на их восприятие различных вещей, мы можем помочь им сохранять более устойчивое представление о том, как выглядит мир».