Вероятны взаимные связи между определенными группами кишечных бактерий и риском бессонницы
Результаты исследования с менделевской рандомизацией, опубликованного в общедоступном журнале General Psychiatry , свидетельствуют о наличии взаимных связей между определенными группами кишечных бактерий и риском бессонницы.
Результаты исследования показывают , что определенные виды бактерий, по-видимому, повышают или снижают риск возникновения расстройства сна, в то время как сама бессонница , по-видимому, изменяет численность определенных видов бактерий.
В нескольких исследованиях изучалось влияние микробиома кишечника на различные характеристики сна, но пока не ясно, как разные группы кишечных бактерий могут влиять на риск бессонницы, которая, по оценкам, затрагивает от 1 из 10 до 1 из 5 человек, говорят исследователи.
Чтобы укрепить доказательную базу , они применили менделевский рандомизированный анализ — метод, который использует случайно выбранные генетические варианты в качестве прокси-параметров определенного фактора риска для получения генетических доказательств в поддержку определенного результата.
Они использовали данные 386 533 человек, страдающих бессонницей, из ранее опубликованного исследования по полногеномному анализу, а также данные о микробиоме кишечника 18 340 человек из альянса MiBioGen и 8208 человек из голландского проекта «Микробиом» (71 общая группа бактерий).
Анализ выявил взаимосвязи между определёнными кишечными микробами и бессонницей. В общей сложности 14 групп бактерий имели положительную связь (вероятность на 1–4% выше), а восемь групп – отрицательную (вероятность на 1–3% ниже) с бессонницей.
А бессонница сама по себе была связана с уменьшением численности семи групп бактерий на 43–79 % и с увеличением численности 12 групп на 65 % более чем в четыре раза. В частности, класс бактерий Odoribacter был значительно связан с риском бессонницы.
Исследователи отмечают, что плейотропия — возникновение у одного гена двух или более, казалось бы, не связанных между собой эффектов — не была выявлена, что подтверждает целостность результатов и указывает на причинно-следственную связь.
Результаты согласуются с результатами многих ранее опубликованных исследований, предполагавших наличие взаимосвязи между бессонницей и микробиомом кишечника, однако следует учитывать определенные ограничения, предупреждают исследователи.
Все участники исследования были европейского происхождения, поэтому результаты могут быть не применимы к более широкому кругу исследований, поскольку состав микробиома различается у разных этнических групп и в разных географических регионах, отмечают авторы. При этом не были учтены такие факторы, как питание и образ жизни, которые влияют на микробиом и взаимодействие генов с окружающей средой.
«В целом, взаимосвязанное воздействие бессонницы на микробиоту кишечника и наоборот представляет собой сложную двунаправленную связь, включающую иммунную регуляцию, воспалительную реакцию , высвобождение нейротрансмиттеров и другие молекулярные и клеточные пути», — объясняют они.
Они приходят к такому выводу: «Наше исследование предоставляет предварительные доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между бессонницей и микробиотой кишечника , что дает ценную информацию для будущей разработки планов лечения бессонницы, основанных на данных о микробиоме».
По их мнению, к таким методам может относиться использование пробиотиков, пребиотиков или трансплантация фекальной микробиоты.