Исследование учёных из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего пролило новый свет на извечный вопрос: что делает человеческий мозг уникальным? Исследование опубликовано в журнале Science Advances .
Открытие группы стало результатом исследования областей генома человека, ускоренно развивающихся у человека (HAR), — участков генома человека, которые в ходе эволюции накопили необычайно высокий уровень мутаций. HAR представляют большой научный интерес, поскольку предполагается, что они играют важную роль в формировании специфических для человека признаков, а также связаны с нарушениями нейроразвития, такими как аутизм.
Одна из причин, по которой ученые считают, что HAR-гены наделяют человека специфическими чертами, заключается в том, что их генетические последовательности претерпели быстрые изменения с тех пор, как мы отделились от нашего ближайшего ныне живущего родственника — шимпанзе — примерно 5 миллионов лет назад.
Теперь исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего идентифицировали один конкретный HAR — HAR123 — который, по-видимому, играет важную роль в формировании человеческого мозга .
Исследователи обнаружили, что HAR123 сам по себе не является геном, а представляет собой тип молекулярного «регулятора громкости», известного как транскрипционный энхансер. Транскрипционные энхансеры контролируют, какие гены активируются, насколько сильно и в какие моменты развития организма.
Выступая в качестве транскрипционного усилителя, HAR123 стимулирует развитие нейрональных клеток-предшественников, клеток, дающих начало двум основным типам клеток мозга — нейронам и глиальным клеткам . HAR123 также влияет на соотношение нейронов и глиальных клеток, образующихся из нейрональных клеток-предшественников .
В конечном счете, HAR123 способствует развитию особенно развитой человеческой черты, называемой когнитивной гибкостью, или способностью отучиваться и заменять предыдущие знания.
Помимо открытия новых знаний о биологии человеческого мозга, результаты исследования также предлагают молекулярное объяснение некоторых радикальных изменений, произошедших в нём в ходе эволюции. Это подтверждается, например, выводом авторов о том, что человеческий вариант HAR123 оказывает иное молекулярное и клеточное действие, чем вариант HAR123 шимпанзе, как в стволовых клетках, так и в клетках-предшественниках нейронов в чашке Петри.
Необходимы дальнейшие исследования для более полного понимания молекулярного механизма действия HAR123 и того, действительно ли человеческий вариант HAR123 обуславливает специфические для человека нейронные особенности. Это направление исследований может привести к лучшему пониманию молекулярных механизмов, лежащих в основе многих нарушений нейроразвития, таких как аутизм.
Исследованием руководили Майлз Уилкинсон, доктор философии, заслуженный профессор, и Кун Тан, доктор философии, доцент кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивных наук Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего.


















Спасибо за интересную статью! Мне всегда было интересно, что делает наш мозг особенным, и я рада видеть новые исследования в этой области.
Вопрос, который меня всегда волновал: могут ли эти генетические отличия объяснить творческие способности человека?
Удивительно, как наш мозг эволюционировал! У меня есть опыт работы с детьми с особыми потребностями, и это заставляет задуматься о том, как индивидуальные отличия влияют на обучение.
Согласен, тема действительно захватывающая. Интересно, как это понимание может помочь в лечении неврологических заболеваний в будущем.
Благодарю за статью! Очень полезно, особенно в свете современных научных открытий. Искренне надеюсь, что эти исследования откроют новые горизонты для медицины.
А каким образом эти генетические изменения могут повлиять на наше поведение и социальные взаимодействия?
Я работаю в области психологии, и эта информация может значительно изменить наше представление о развитии личности и интеллекта.
Классно, что учёные продолжают исследовать такие важные вопросы! У меня есть личный опыт, когда я заметил, что определённые привычки влияют на мою когнитивную функцию.
Этот генетический поворот действительно может объяснить, почему некоторые люди легче справляются с определёнными задачами. Интересно, как это может повлиять на образовательные программы.
Это открытие может изменить наше понимание о человеческом потенциале. Есть ли уже какие-то практические применения этих исследований?
Спасибо за статью! Я всегда интересовалась темой нейробиологии, и это исследование только подстегивает мой интерес.
Удивительно, как наука раскрывает тайны нашего мозга! Важно продолжать изучать эти аспекты, чтобы лучше понять себя и окружающий мир.