Карантины. Социальное дистанцирование. Закрытые школы и предприятия. Пандемия COVID-19 и ее масштабные нарушения вызвали поток исследований «что она делает с нами», сосредоточенных в основном на школьниках. Как это повлияло на успеваемость студентов? Их психическое здоровье? Их социальное развитие?
Остался без внимания вопрос о том, повлияла ли пандемия на социальное познание детей дошкольного возраста (младше 6 лет), чьи социальные нормы были нарушены закрытием детских садов и пребыванием семей дома.
Ситуация изменилась, когда исследовательская группа Калифорнийского университета в Мерседе, изучив данные, которые она начала собирать до пандемии, обнаружила, что у детей в возрасте от 3,5 до 5,5 лет, прошедших тестирование до и после карантина из-за COVID, был выявлен значительный пробел в ключевом когнитивном навыке, особенно у детей из семей с низким финансовым положением и взрослых с низким уровнем образования.
«Было замечательно наблюдать падение успеваемости детей», — сказала профессор психологии развития Роуз Скотт, ведущий автор исследования, опубликованного в Scientific Reports . «В одной из задач в моей лаборатории дети, прошедшие тестирование до пандемии, могли сдать экзамен в возрасте 2,5 лет. Сразу после карантина мы видели, как пятилетние дети не сдавали экзамен».
Команда UC Merced, включая аспирантов Габриэля Нгуентрана и Джеймса Салливана, которые были соавторами исследования, проверила детей на навык социального познания, называемый пониманием ложных убеждений — способность распознавать, что другие люди могут быть неправы. Как важный шаг в различении разума от реальности, понимание ложных убеждений может играть важную роль в развитии социального сотрудничества, общения и обучения.
В первой группе было 94 ребенка, которым проводили тестирование. Каждому давали по три задания на ложные убеждения. В одном задании ребенок наблюдал, как кукла по имени Пигги кладет игрушку в один из двух контейнеров и уходит со сцены. Появляется вторая кукла и перекладывает игрушку в другой контейнер. Пигги возвращается.
Ребенка спросили, где Пигги будет искать игрушку. Если бы у ребенка были навыки ложного убеждения, они бы сказали, что Пигги выберет первый контейнер, хотя ребенок знал, что игрушки там нет.
Текущие исследования подтверждают, что способности к ложным убеждениям претерпевают важные изменения в первые пять лет жизни ребенка, сказал Скотт. Малыш, отстающий в когнитивных навыках, может вырасти в ученика, которому будет трудно ладить со сверстниками или которому будет сложнее даваться академические задания, сказал Скотт.
«Вы думаете о том, что ребенку нужно делать, чтобы взаимодействовать с другими в классе. Они хотят иметь друзей, но должны учитывать и другие точки зрения, чтобы иметь эффективное социальное взаимодействие», — сказала она. «Например, «Я знаю, что ты хочешь играть в это сейчас, но я действительно хочу играть в это». Это способность удерживать эти две точки зрения в уме и при этом взаимодействовать».
Например, в задании, которое Скотт привел ранее, 80% всех 5-летних детей в группе до карантина сдали. В группе после карантина процент успешных детей упал до 63%. Среди 5-летних детей из семей с низким социально-экономическим статусом сдали только 51% — по сути, это была догадка с подбрасыванием монетки, сказал Скотт.
Оценивались языковые навыки детей, а социально-экономический статус их семьи измерялся по общему доходу домохозяйства за последний год и наивысшей степени, полученной каждым из родителей. Тестирование первой группы проводилось с августа 2019 года по март 2020 года, когда началась пандемия. Вторая, статистически схожая группа, тестировалась с сентября 2021 года.
Дети в группе после пандемии и из более низкого социально-экономического положения показали значительное снижение когнитивных способностей по сравнению с группой до пандемии. Однако дети из семей с более высоким социально-экономическим уровнем показали незначительный когнитивный эффект от карантина.
Почему разница была более выраженной у детей из более низких социально-экономических слоев?
Данные исследования не дают однозначного ответа, но Скотт сказала, что в дополнение к закрытию официальных детских садов и неформальных игровых встреч, локдаун мог подвергнуть родителей с низким доходом большому финансовому или психологическому напряжению, что привело к уменьшению общения с детьми. И это может привести к тому, что дети будут проводить больше пассивного времени за электронными устройствами , что связано с низким уровнем понимания ложных убеждений, сказала она.
Последующие тесты в 2023 году некоторых членов группы после пандемии дали отрезвляющий код к опубликованным результатам исследования. Низкие баллы по пониманию ложных убеждений все еще были там, сохраняясь как волна, сказал Скотт.
В марте Скотт представил результаты исследования на конференции в Пасадене. Уши навострились. Внимание только возросло с момента публикации статьи в ноябре.
«Каждый раз, когда я говорю об этом, другие люди в моей области говорят: «О, боже, вот оно. Вот что мы видим в наших данных», — сказала Скотт. В декабре коллега из другого университета написал ей по электронной почте, что исследование Калифорнийского университета в Мерседе многое объяснило о том, что они наблюдали в социальном познании детей после пандемии.
«Поэтому я думаю, что, возможно, есть больше данных об этом», — сказал Скотт. «Просто у людей не было установки смотреть на детей дошкольного возраста».


















Очень важная тема! Мне интересно, как долго будут сохраняться эти последствия для детей.
Пандемия действительно повлияла на всех нас, но особенно на детей. У меня двое дошкольников, и я заметил, что им стало сложнее общаться со сверстниками.
Благодарю за статью! Важно понимать, как карантин влиял на наше будущее поколение. Надеюсь, родители и учителя смогут помочь детям адаптироваться.
У меня есть опыт работы с детьми в дошкольном возрасте. Я заметил, что они стали более замкнутыми. Это очень тревожно.
Согласна, что пандемия сильно ударила по нашим детям. Будет ли далее проводиться исследование на эту тему?
Вопрос о том, как восстановить социальные навыки у детей, очень актуален. Есть ли какие-то советы для родителей?
У меня один ребенок, и я тоже заметила, что он стал более осторожным в общении. Это вызывает у меня беспокойство.
Как педагог, я вижу, что дети стали более зависимыми от технологий. Это печально, ведь общение в живую так важно.
Спасибо за информацию! Интересно, как другие страны справляются с этой проблемой, какие меры они принимают?
Я считаю, что нам нужно создать программы для поддержки детей в социализации. Это даст им возможность восстановить навыки.
Да, я согласна. Мы должны обратить внимание на детскую психологию и помогать детям адаптироваться к новой реальности.
Статья заставила задуматься о будущем наших детей. Нужно ли нам вводить какие-то новые подходы в образовании?
Я думаю, что важно не только речь, но и невербальные навыки. Как их развивать в условиях посткарантина?
У меня есть опыт с детьми, которые пережили карантин. Некоторые из них стали более агрессивными. Как с этим работать?
Ох, как же я переживаю за своих детей. Надеюсь, что это временные трудности, и они вскоре все восстановят.
Отличная статья! Пандемия показала нам, как важны социальные навыки. Надеюсь, что мы сделаем выводы из этой ситуации.