Как мы проецируем свои ценности на близких
Недавнее исследование кафедры психологии Еврейского университета выявило интересную предвзятость в том, как мы воспринимаем наши самые близкие отношения. Несмотря на обилие информации о наших близких, мы часто неверно оцениваем их ценности и поведение. Исследование приписывает эту неточность предвзятости, коренящейся в наших собственных личных ценностях.
Исследование под названием «Желаемое восприятие: ценностно-ориентированное предубеждение в восприятии близких людей» было проведено аспиранткой Шир Гиносар Яари под руководством профессора Ариэля Кнафо-Ноама и опубликовано в журнале Journal of Personality and Social Psychology .
Личные ценности, которые определяют, что люди считают важным, служат ментальными схемами, которые влияют на то, как мы воспринимаем других. В ходе шести исследований, охватывающих четыре страны (Израиль, Италия, Польша и Финляндия) и включающих более 2200 участников, исследователи продемонстрировали, что люди проецируют собственные ценности на свои близкие отношения , включая романтических партнеров, родителей, детей и друзей.
Результаты показывают, что даже при учете реальных ценностей и поведения воспринимаемых людей люди склонны предполагать, что их близкие разделяют их собственные ценности.
Интересно, что некоторые данные свидетельствуют о том, что эта предвзятость сильнее в отношениях более высокого качества, подразумевая, что чем ближе мы себя чувствуем к кому-то, тем больше мы видим, что он соответствует нашим личным ценностям . Эта предвзятость проекции была последовательной среди различных групп населения и культурного происхождения, что добавляет ей значимости и обобщаемости.
Хотя такая идеализация иногда может улучшить отношения, способствуя позитивности, она также может привести к недопониманию, ложным ожиданиям и недопониманию. Например, исследование подчеркивает, что эта предвзятость может снизить эффективность социализации, основанной на ценностях, например, когда родители влияют на ценности своих детей, поскольку дети с большей вероятностью будут воспринимать своих родителей как уже разделяющих их собственные ценности, а не как тех, кто учится на реальных убеждениях своих родителей.
Исследование также поднимает интригующие вопросы о потенциальных механизмах, стоящих за этим предубеждением. Мотивируют ли люди позитивно относиться к своим близким, потому что это отражается на их собственной идентичности? Или просто легче оценивать других, основывая суждения на собственных ценностях? Исследование призывает к дальнейшим экспериментальным исследованиям для изучения этих вопросов и понимания последствий этого предубеждения во взаимодействиях в реальном времени.
«Это исследование подчеркивает, насколько наши личные ценности формируют не только то, как мы видим себя, но и то, как мы воспринимаем людей, которые нам дороги больше всего», — сказал Шир Гиносар Яари. «Осознание этой предвзятости может помочь нам лучше понять корни наших недоразумений и улучшить нашу способность устанавливать связь и ценить различия в наших самых близких отношениях».
Это исследование проливает свет на всепроникающее влияние ценностей на формирование не только наших решений и действий, но и нашего восприятия других. Понимая, как и почему возникают эти предубеждения, мы можем работать над улучшением коммуникации, более глубокой эмпатией и более крепкими отношениями как в личной, так и в профессиональной обстановке.