Долгосрочное исследование на обезьянах показало, что воздействие стресса на ранних сроках беременности влияет на потомство во взрослом возрасте
Уровень гормонов стресса у матери на ранних сроках беременности может иметь долгосрочное воздействие на стрессовую систему потомства. Результаты долгосрочного исследования диких ассамских макак в Таиланде показывают, что материнский стресс в первой половине беременности особенно актуален.
Повышенные гормоны стресса на поздних стадиях беременности или после родов не имели тех же эффектов. Долгосрочное исследование, проведенное Геттингенским университетом и Немецким центром приматов — Институтом Лейбница по исследованию приматов, дает важные сведения о влиянии ранних стадий жизни на развитие системы стресса в естественных условиях окружающей среды.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences .
Влияние очень ранних стадий жизни
Исследовательская группа изучала, как материнский стресс влияет на систему гормонов стресса у потомства. Они обнаружили, что активация оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники (HPA), которая играет центральную роль в преодолении стресса, может значительно зависеть от воздействия материнских глюкокортикоидов во время развития.
Особенно критическим периодом оказалась ранняя фаза дифференцировки органов в первой половине беременности.
«Наши результаты показывают, что активность оси HPA у потомства тем выше, чем больше неблагоприятных условий пережил другой детеныш на ранней стадии беременности, например, нехватка продовольствия или социальные конфликты», — говорит Симона Анца, бывший докторант Геттингенского университета и Немецкого центра приматов, а также первый автор исследования.
Расследование в дикой природе
В отличие от исследований в лаборатории, обезьяны наблюдались в их естественной среде обитания. В течение девяти лет исследователи неоднократно собирали образцы фекалий у беременных самок и измеряли в них концентрацию метаболитов глюкокортикоидов, чтобы определить подверженность животных факторам окружающей среды, таким как нехватка пищи, колебания температуры и социальные взаимодействия.
Эти значения сравнивались с уровнями гормонов стресса у потомства в разном возрасте.
Влияние на ось стресса у потомства было очевидным с младенчества, в течение подросткового периода и вплоть до взрослой жизни в возрасте от девяти до десяти лет.
Предыдущие анализы того же исследования уже показали, что ранний пренатальный стресс также связан с изменением роста, негативными изменениями в микробиоме кишечника и нарушением иммунной функции, что подчеркивает комплексное влияние окружающей среды в раннем пренатальном периоде на различные физиологические системы.
Напротив, уровень глюкокортикоидов у матери на поздних сроках беременности или в период лактации не оказывал никакого влияния или имел иное влияние.
Актуальность для исследований в области здравоохранения
«Результаты наших исследований показывают, что время воздействия гормона стресса на организм матери во время и после беременности оказывает решающее влияние на последствия для развития и здоровья потомства . Также важно отметить, что эти эффекты не требуют катастрофических событий , но что даже умеренных изменений условий окружающей среды достаточно», — говорит Оливер Шюльке, ученый из Геттингенского университета и Немецкого центра приматов и руководитель исследования.
Стресс на ранних сроках беременности также может иметь долгосрочные последствия для здоровья человека и повышать риск возникновения стрессовых расстройств и проблем с иммунитетом.
«Наши результаты могут помочь определить сроки и механизмы, на которые следует обратить внимание при принятии профилактических мер , чтобы снизить долгосрочные риски для здоровья», — говорит Шульке.