Международная группа ученых из Великобритании и США обнаружила, что активность макрофагов — типа белых кровяных клеток, которые поглощают патогены и раковые клетки — может использоваться для прогнозирования того, отреагирует ли пациент с меланомой на иммунотерапию. Их выводы, опубликованные в статье в JCO Oncology Advances , помогут врачам выбирать методы лечения, которые с наибольшей вероятностью окажутся эффективными для их пациентов.

Иммунотерапия является эффективным методом лечения ряда видов рака, включая рак кожи и почек, но, к сожалению, лишь около половины пациентов реагируют на этот тип лечения.

Таким образом, выбор оптимального метода лечения часто осуществляется методом проб и ошибок, в результате чего пациенты, не поддающиеся лечению, страдают от побочных эффектов, в то время как их рак остается нетронутым, а их состояние может даже ухудшиться.

Теперь исследователи из Университета Бата (Великобритания) и Стэнфордского университета (Калифорния, США) изучили новые биомаркеры — показатели иммунной системы организма , — которые могут идентифицировать пациентов с меланомой, которые с большей вероятностью отреагируют на иммунотерапевтическое лечение под названием TVEC.

TVEC — это модифицированный онколитический вирус, который вводится непосредственно в меланому для стимуляции иммунного ответа . Ранее он использовался при прогрессирующей меланоме. Однако это исследование было первым, в котором изучался его потенциал для лечения пациентов с меланомой II стадии высокого риска на ранней стадии.

Традиционно считалось, что TVEC действует путем активации Т-клеток (типа белых кровяных клеток), заставляя их атаковать раковые клетки и уменьшать размер меланомы.

Однако команда обнаружила, что популяции Т-клеток, существовавшие до и после лечения, не имели связи с ответами на лечение. Вместо этого они обнаружили, что изменения в макрофагах коррелировали с тем, какие пациенты ответили на лечение, а какие нет.

Кроме того, в ходе предыдущих исследований отслеживалось количество белковых индикаторов, таких как PD-L1, и генов, участвующих в Т-клетках, для оценки эффективности иммунотерапии.

Однако последнее исследование показывает, что эти методы не позволяют точно предсказать, какие пациенты отреагируют на лечение.

Измерение активации, а не только количества
В своем исследовании ученые использовали метод iFRET, который отслеживает активацию белка, а не просто измеряет количество присутствующего белка.

Они обнаружили, что наличие Т-клеток не проявляло устойчивых тенденций к вирусной стимуляции или реакции опухоли до и после лечения, но после лечения у пациентов, ответивших на лечение, наблюдалась сильная инфильтрация макрофагов, связанная с очень высокой активацией регуляторов иммунных контрольных точек — белков, которые помогают регулировать иммунную систему, чтобы иммунная система не атаковала здоровые клетки.

Исследователи будут использовать полученные результаты для разработки клинических прогностических тестов, которые позволят определить, какие пациенты будут реагировать на терапию, и позволят врачам разрабатывать индивидуальное лечение, экономя время и уменьшая побочные эффекты для пациента, а также сокращая использование дорогостоящих методов лечения, которые неэффективны.

Профессор Банафше Лариджани, кафедра естественных наук и директор Центра терапевтических инноваций в Университете Бата, была одним из руководителей исследования. Она сказала: «Мы знаем, что люди реагируют на иммунотерапию по-разному — в некоторых случаях опухоли уменьшаются, а в других, к сожалению, пациенты не выживают».

«Наши результаты показывают, что недостаточно просто смотреть на активность Т-клеток, вместо этого необходимо детально рассмотреть всю среду иммунного ответа, чтобы предсказать, как пациент будет реагировать на различные виды лечения. Наши результаты показывают, что у пациентов, не отвечающих на лечение, мы должны нацеливаться на эти макрофаги, чтобы перепрограммировать иммунную среду опухоли.

«Мы надеемся, что наше исследование позволит врачам принимать важные решения относительно того, каким пациентам лучше подойдет хирургическое вмешательство или блокада иммунных контрольных точек с помощью иммунотерапии».

Доктор Аманда Киран, директор отделения кожной хирургической онкологии Медицинской школы Стэнфордского университета, которая руководила клинической частью исследования, отметила: «Это исследование очень информативно в установлении связи между уже существующими врожденными иммунными функциями и способностью реагировать на иммуностимулирующие препараты».

«Это также убедительно подтверждает новые данные о том, что у пациентов, которые с большей вероятностью будут реагировать на этот вид иммунотерапии — онколитические вирусы — могут существовать биологические различия по сравнению с другими типами, нацеленными на регуляторы иммунных контрольных точек.

«Наконец, это расширяет новый и важный контекст для несоответствия между измерением значений белка PD-L1 как клинического биомаркера и активностью белка в опухоли. Дополнительная информация об измерениях иммунной активности на основе iFRET может предложить критически важное недостающее звено, объясняющее, почему текущие биомаркеры не смогли стать полезным тестом, помогающим пациентам в принятии решений о лечении».

Далее команда намерена охарактеризовать все клетки, участвующие во взаимодействии иммунных контрольных точек, что позволит еще больше улучшить стратификацию пациентов и, следовательно, разработку персонализированной медицины.