Пробуждение не активирует увеличение выброса гормона стресса кортизола. Однако кортизол увеличивается в часы перед пробуждением в рамках подготовки организма к следующему дню, как показало новое исследование, проведенное в Университете Бристоля. Исследование было опубликовано 15 января в Трудах Королевского общества B.

В течение многих лет считалось общепринятым, что пробуждение приводит к стимулу для высвобождения гормона кортизола — феномен, называемый «реакцией пробуждения кортизола» (CAR). Эта реакция использовалась для исследования многих клинических состояний, включая ПТСР, депрессию, ожирение и синдром хронической усталости (ME/CFS).

Основным ограничением исследований с использованием CAR является то, что протоколы обычно оценивают только образцы, полученные после пробуждения, а не в период до этого, поскольку измерения проводятся в слюне. Следовательно, исследования не могут доказать изменение скорости секреции кортизола в течение периода пробуждения.

Чтобы ответить на важный вопрос о том, действительно ли скорость секреции кортизола увеличивается после пробуждения, исследовательская группа из Бристоля использовала автоматизированную систему отбора проб для измерения уровня кортизола в тканях как до, так и после пробуждения у 201 здорового мужчины и женщины в возрасте от 18 до 68 лет.

Исследователи обнаружили, что пробуждение не приводит к увеличению выброса кортизола, и нет никаких доказательств изменения скорости увеличения кортизола в течение часа после пробуждения по сравнению с часом до пробуждения. Это говорит о том, что любое изменение уровня кортизола сразу после пробуждения с большей вероятностью является концом суточного ритма кортизола, который начинает увеличиваться в ранние часы утра и достигает пика вскоре после обычного времени пробуждения.

Важно отметить, что исследование также выявило существенную межиндивидуальную изменчивость в абсолютной концентрации и скорости изменения, а также различия в динамике, которые могут быть связаны с продолжительностью и временем сна. На основании этих результатов исследователи предполагают, что необходимо проявлять осторожность при интерпретации измерений кортизола, полученных исключительно в течение часа после пробуждения.

Результаты показывают, что основная причина любых изменений кортизола около времени пробуждения преимущественно связана с эндогенным циркадным ритмом кортизола. Кроме того, результаты также предполагают, что если кортизол и имеет какое-либо отношение к пробуждению, то оно связано с факторами, которые способствуют «инициации» пробуждения, а не являются «реакцией» на него.

Циркадные ритмы, естественные 24-часовые циклы физиологических и поведенческих моделей, являются чрезвычайно важными адаптациями к жизни на нашей планете с ее ежедневными колебаниями света и темноты и температуры, а нарушения этих ритмов способствуют возникновению многих психологических, метаболических, сердечно-сосудистых и иммунологических заболеваний.

Понимание роли ритмов кортизола во многих из этих состояний будет очень важно для понимания исследователями этих расстройств и их потенциального лечения.

Стаффорд Лайтман, профессор медицины в Бристольской медицинской школе: трансляционные медицинские науки (THS) и один из ведущих авторов исследования, сказал: «Наше исследование открывает совершенно новую основу для понимания связи ночного повышения уровня кортизола со сном и того, как эта связь может нарушаться при расстройствах сна, депрессии и многих других состояниях».

Доктор Томас Аптон, научный сотрудник по клиническим исследованиям в Бристольской медицинской школе (THS) и соавтор, пояснил: «Измеряя как до, так и после пробуждения, это исследование дает столь необходимую и важную информацию о динамике кортизола в отношении сна и эндогенных ритмов. Для меня ключевым моментом является то, что следует проявлять большую осторожность, пытаясь интерпретировать значения кортизола после пробуждения, когда информация о состоянии до пробуждения неизвестна».

Маркус Мунафо, профессор биологической психологии и заместитель проректора по культуре исследований в Университете Бристоля, добавил: «Эта работа не только дает важные сведения о биологии наших циклов сна и бодрствования, но и иллюстрирует, как выводы, которые стали общепринятыми в исследовательском сообществе, могут быть неверными».

«Обеспечение надежности и воспроизводимости нашей работы, включая тщательную проверку предыдущих результатов, является центральной частью исследовательской культуры, которую мы стараемся развивать в Университете Бристоля».

Исследовательская группа предполагает, что в будущих исследованиях механизмов пробуждения ото сна как ночью, так и утром следует тщательно рассмотреть динамические изменения в активности гипоталамо-гипофизарной оси — системы в организме, которая регулирует реакцию на стресс и выброс кортизола, — в дополнение к сну и поведению.