Мощная иммунотерапия, направленная на неконтролируемые вирусные инфекции, спасла жизни десятков тяжелобольных австралийцев с ослабленным иммунитетом, которые получили лечение из сострадательных соображений.

Терапия, разработанная профессором Радживом Кханной из QIMR Berghofer и его командой, поставляется в рамках Специальной программы доступа Управления по контролю за оборотом терапевтических товаров (TGA), которая позволяет пациентам получать доступ к неодобренным терапевтическим товарам в качестве крайней меры для лечения.

Исследовательская группа Квинсленда сотрудничает с ведущими клиницистами по всей Австралии для поставки клеточной иммунотерапии. Анализ их многолетнего опыта за 15 лет был опубликован 3 декабря в журнале Nature Communications .

Профессор Кханна сообщил, что анализ подробно описывает клиническое улучшение у 46 из 71 пациентов, прошедших терапию, что свидетельствует о том, что она может успешно лечить сложные заболевания у тяжелобольных пациентов.

«Этот клинический опыт демонстрирует, что наша революционная клеточная терапия, направленная на борьбу с вирусами, имеет минимальные побочные эффекты и оказалась эффективной в спасении жизней многих детей и взрослых, у которых в противном случае не осталось бы других вариантов», — сказал профессор Кханна.

«Многие пациенты обращаются к нам на очень поздней стадии заболевания и прошли несколько курсов лечения, поэтому показатель успешности составляет около 65%. Мы считаем, что можно было бы спасти больше жизней, если бы пациенты получили терапию раньше».

Менеджер клинических испытаний группы иммунологии опухолей QIMR Berghofer доктор Мишель Неллер заявила, что терапия направлена ​​на неконтролируемые вирусные инфекции, вызываемые распространенными вирусами, такими как вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ), цитомегаловирус (ЦМВ), полиомавирус BK, вирус Джона Каннингема и аденовирус.

«Эти вирусы обычно вызывают легкие симптомы или не вызывают их вовсе у здоровых людей, но могут быстро стать опасными для жизни у пациентов с ослабленным иммунитетом, у которых стандартные методы лечения либо вызывают серьезные побочные эффекты, либо не работают, либо их не существует», — сказал доктор Неллер.

Вирусные осложнения являются основной причиной смерти у таких пациентов, как дети, перенесшие трансплантацию стволовых клеток для лечения лейкемии, реципиенты пересаженных органов и все, кто родился с генетическим заболеванием, снижающим их способность бороться с инфекцией.

Кредит: QIMR Berghofer
Одним из пациентов, которому была оказана помощь с помощью терапии QIMR Berghofer, стал мальчик из Перта по имени Коби, которому было всего 8 лет, когда его мама Джоди узнала, что его шансы выжить после тяжелой вирусной инфекции составляют менее 10%.

«Коби легко перенес пересадку костного мозга, но потом он подхватил аденовирус. Ему становилось все хуже и хуже. Он был весь изрешечен вирусом, и мы не могли с ним справиться», — вспоминает Джоди.

«Ему сделали первую инъекцию терапии, и через неделю он стал другим ребенком. Через две недели они заговорили о его выписке из больницы. Вирус просто исчез».

Доктор Шанти Рамачандран, консультант по детской онкологии в детской больнице Перта и директор программы трансплантации органов и клеточной терапии у детей и подростков Западной Австралии, была поражена значительным улучшением состояния Коби.

«У Коби больше не было боли, он мог есть и двигаться. Это было невероятно. В эпоху, когда у нас не было этой терапии, мы бы потеряли этих детей. И стоимость ее относительно невысока по сравнению со стоимостью госпитализации», — сказал доктор Рамачандран.

Клеточная терапия, также известная как адоптивная иммунотерапия, стала высокоэффективным средством лечения рака, аутоиммунных заболеваний и инфекционных заболеваний. Однако она пока не одобрена для лечения тяжелых вирусных инфекций.

QIMR Berghofer — единственный поставщик этой терапии для сострадательного использования в Австралии. Терапия производится на заводе Института по производству клеточной терапии Q-Gen Cell Therapeutics в Брисбене.

Профессор Кханна сказал, что необходимо специальное финансирование для поддержания этой программы доступа к иммунотерапии, учитывая возросший спрос. Он также надеется, что это финансирование поддержит дальнейшие инвестиции в объекты разработки клеточной терапии в QIMR Berghofer, чтобы удовлетворить спрос на это и другие перспективные новые методы лечения со стороны врачей и пациентов по всей стране.

Эти инвестиции также могут позволить провести рандомизированные клинические испытания для сбора данных, необходимых для получения одобрения TGA, что позволит сделать терапию более доступной для тяжелобольных австралийцев.