Исследователи из Копенгагенского университета продемонстрировали, что способность мозга к обучению определенным навыкам может быть значительно улучшена, если и мозг, и нервная система будут подготовлены тщательно откалиброванными, точно рассчитанными по времени электрическими и магнитными стимуляциями. Это новое исследование может открыть совершенно новые перспективы в реабилитации и, возможно, в элитном спорте.
Ученые тщательно рассчитывают процесс. Сначала электричество подается на нерв в предплечье испытуемого. Миллисекунды спустя магнитная стимуляция применяется к двигательной области его мозга с помощью катушки, размещенной на голове. Непосредственный эффект виден как небольшие непроизвольные подергивания в руке испытуемого. Через десять секунд процесс повторяется.
Хотя это может вызвать образы доктора Франкенштейна за работой, реальность такова, что это новаторское исследование способности мозга к обучению, которое может открыть новые возможности для понимания функций мозга и предоставить новые возможности для двигательной тренировки и реабилитации. Молодые, здоровые испытуемые, как сообщается, почти ничего не чувствовали во время процесса, но продемонстрировали повышенные преимущества от сеанса двигательной тренировки после этого.
«Цель стимуляции — повлиять на сети спинного мозга с двух сторон с помощью электрических импульсов. При многократном и точном измерении времени эффективность сети может быть повышена. Наши новые результаты показывают, что это также может улучшить способность людей впоследствии осваивать двигательные навыки. Именно это демонстрирует наше исследование», — объясняет Йонас Руд Бьёрндал, доктор философии из Департамента питания, физических упражнений и спорта и один из ведущих исследователей исследования.
В исследовании Бьёрндала, Йеспера Лундбю-Йенсена и их коллег, опубликованном в журнале Nature Communications , было показано, что испытуемые способны улучшить результаты своих тренировок и повысить производительность двигательных задач до 30% после получения стимуляции перед тренировкой.
В среднем участники улучшили свои способности примерно на 20% только за счет тренировок, что делает стимуляционные улучшения значительными. Исследование включало серию из четырех экспериментов с использованием так называемых парных стимуляций мозга и периферических нервов.
Однако Йеспер Ландбай-Дженсен, доцент и руководитель отдела движений и неврологии на кафедре питания, физических упражнений и спорта, предупреждает, что это не чудодейственный метод:
«Вы не станете лучше в чем-либо — или чемпионом по метанию копья — просто пропуская слабые токи через свою нервную систему . Это, вероятно, неудивительно. Но наши исследования показывают, что сочетание стимуляции с последующей тренировкой может значительно повысить пользу от тренировки, потенциально делая ее серьезным подспорьем на этом пути».
Пластичность мозга — ключ к обучению
При обучении двигательным задачам, будь то максимально быстрое движение пальцев (как в исследовании), игра на гитаре или метание копья, мозг должен иметь возможность физически меняться с практикой. Это возможно благодаря его пластичности.
Эксперимент I: Эффекты парной кортико-мотонейрональной стимуляции (PCMS) и покоя на баллистическое двигательное обучение и кортикоспинальную возбудимость. Кредит: Nature Communications (2024). DOI: 10.1038/s41467-024-49478-5
«Мозг и центральная нервная система должны иметь возможность физически адаптироваться, потому что именно так мы учимся. Эти изменения в нервной системе также важны для памяти, позволяя нам сохранять и вспоминать то, что мы узнали», — объясняет Лундбю-Дженсен.
Новое исследование основывается на предыдущих исследованиях, показывающих, что на пластичность мозга можно положительно влиять посредством стимуляции мозга и периферических нервов, например, через предплечье. Исследователям удалось продемонстрировать, что при точных настройках и времени эта пластичность — и готовность к обучению — может быть улучшена с помощью таких многократно парных электрических и магнитных стимуляций, которые сталкиваются в спинном мозге.
«Поскольку мы и другие в более ранних исследованиях показали, что способность к обучению двигательным навыкам связана с пластическими изменениями в нервной системе, было логичным шагом изучить, могут ли эти два фактора иметь комбинированный эффект. Наши результаты показывают, что действительно есть значительная польза», — говорит Бьёрндал.
Исследователи подчеркивают важность точного расчета времени для парных стимуляций как важнейшего вклада в эту область. Если расчет времени стимуляций неверен, эффект будет гораздо менее выраженным.
«Это усложняет применение метода, но он согласуется с нашими знаниями о механизмах, задействованных в пластичности мозга, — о том, что точно рассчитанные по времени, повторяющиеся активации могут способствовать укреплению связей нервной системы. Новое здесь то, что последующее обучение может использовать эффекты, которые стимуляция создает в нервной системе. Эти знания фундаментально интересны и будут интересны для расширения в будущих исследованиях», — добавляет Бьёрндал.
Новые перспективы реабилитации и, возможно, элитного спорта
Результаты исследования дают свежий взгляд на связь между пластичностью мозга и эффектами двигательной тренировки. Хотя степень, в которой эти знания помогут людям улучшить двигательную функцию, остается неопределенной, исследователи надеются, что их результаты принесут пользу обществу.
Первоначально эта методика могла бы открыть новые возможности для стратегий реабилитации, используемых в физиотерапии, здравоохранении и уходе за пожилыми людьми.
«В нашем обществе есть люди, которым, например, из-за травм нервной системы приходится преодолевать огромные трудности, чтобы восстановить подвижность. Очевидно, что тренировки необходимы. Но если новые методы — включая наши исследования, в долгосрочной перспективе — смогут сделать эти тренировки более эффективными, пусть даже немного, это будет чрезвычайно приятно», — говорит Лундбю-Дженсен.
Кроме того, методы стимуляции также могут оказаться полезными для элитных спортсменов, особенно в дисциплинах, включающих баллистические движения, которые зависят от взрывной мышечной силы. Однако любой, кто хочет проверить эти экспериментальные методы для повышения собственной подготовки, может столкнуться с трудностями в доступе к оборудованию, которое в настоящее время доступно только исследователям и сотрудникам университетов и больниц.


















Спасибо за интересную статью! Я всегда думала, что тренировки — это единственный путь к улучшению навыков. Теперь вижу, что электрическая стимуляция может быть настоящим прорывом.
У меня есть опыт реабилитации после травмы, и мне интересно, как эти новые технологии могут помочь в восстановлении. Есть ли уже практические примеры?
Эта тема вызывает много вопросов! Как именно происходит эта электрическая стимуляция? И безопасно ли это для всех?
Потрясающе, что наука движется вперед так быстро! Не могу дождаться, когда такие методы станут доступны в спортивной медицине.
Я изучаю нейробиологию, и эта статья вдохновила меня на дальнейшие исследования. Спасибо за полезную информацию!
Интересно, как эта технология будет применяться в спорте. Может ли она стать доступной для любителей или только для профессионалов?
Восхитительно видеть, как наука может изменить подход к обучению и тренировкам. Буду следить за развитием этой темы!
У меня есть знакомый спортсмен, который борется с травмами. Поделюсь с ним этой статьей, возможно, он сможет воспользоваться этими методами.
Это звучит многообещающе, но меня беспокоит, как это отразится на когнитивных функциях. Есть ли исследования по этому поводу?
Спасибо авторам за исследование! Было бы здорово, если бы такие подходы начали применять в школьных спортивных секциях.
Интересно, какие именно навыки можно будет улучшить с помощью этой стимуляции. Есть ли какие-то примеры успешных случаев?
Читал, что электрическая стимуляция используется и в других областях медицины. Неужели она действительно так универсальна?
Благодарю за статью! Надеюсь, что такие исследования помогут большему числу людей, которые сталкиваются с трудностями в обучении или восстановлении.