Использование социального познания для отслеживания мыслей других людей в общении
Язык и социальное познание являются основополагающими для человеческого общения. Но как эти способности взаимодействуют? В обзорной статье, опубликованной в журнале Trends in Cognitive Sciences , исследователи из Института психолингвистики Макса Планка (MPI) в Неймегене и Йельского университета показывают, как язык и социальное познание интегрируются в реальном времени. Авторы предлагают новую модель общения «отслеживания мыслей», в которой социальные микропроцессы играют основополагающую роль в производстве и понимании языка.
Для успешного общения людям необходимо отслеживать мысли других людей. Например, когда ваш хозяин говорит: «Снаружи темнеет», вы можете сделать вывод, что он хочет, чтобы вы ушли. Социальное познание — способность понимать убеждения, желания или намерения других людей — жизненно важно для использования и понимания такого небуквального языка. Традиционно считалось, что связь между языком и социальным познанием происходит в основном на уровне предложений.
«Хотя эти глобальные процессы имеют основополагающее значение для человеческого общения , локальные процессы на уровне слова, по нашему мнению, не менее фундаментальны», — говорит Паула Рубио-Фернандес из MPI, старший исследователь и соавтор исследования.
«Коммуникация полна социальных микропроцессов, которые происходят как при производстве языка , так и при его понимании, которые задействуют социальное познание в реальном времени. Взаимозависимость между языком и социальным познанием в человеческом общении глубже и более всеобъемлюща, чем первоначально предполагалось».
Повседневными примерами социальных микропроцессов являются выбор определенных или неопределенных артиклей в зависимости от того, говорим ли мы о чем-то знакомом или новом для слушателя («Мы купили дом» или «Мы купили дом»), или выбор указательных местоимений («эта чашка» или «та чашка»), чтобы направить внимание слушателя на предполагаемый референт.
«Последние достижения в области вычислительных моделей социального познания, включая наши собственные, подтверждают эту точку зрения, позволяя нам моделировать основные когнитивные процессы, которые мы представляем в других умах. Наши результаты расширяют сферу взаимосвязи между языком и социальным познанием по сравнению с традиционными описаниями», — заключает Рубио-Фернандес.
«Мы планируем продолжить это направление работы, исследуя референтную коммуникацию в мультимодальном, естественном взаимодействии, уделяя внимание не только речи и жестам, но также взгляду и жестам».